Всё больше украинцев считают, что правильно 25 декабря
Рождество Христово – один из самых любимых христианских праздников. В этот день вспоминают рождение Иисуса Христа от Девы Марии в Вифлееме. Его торжественно отмечают практически все христианские церкви. В этот день почитается память святого мученика. Атрибуты праздника — вертеп, Рождественская звезда, спектакли, ярмарка, песни, колядки, рождественские венки, елки и т.д. Как так получилось, что в Украине Рождество празднуют дважды? Разбирается Информатор.
Согласно Евангелию от Луки, Иисус Христос родился во времена правления императора Августа в городе Вифлееме в семье плотника Иосифа Обручника из Назарета и Марии. Иосиф с Марией прибыли в Вифлеем для участия в переписи населения, которую проводили по приказу императора Августа. Семья была вынуждена переночевать в пещере, которая использовалась как хлев для укрытия скота от непогоды. Во время рождения Иисуса Христа сошла Вифлеемская звезда, указавшая на это событие мудрецам с Востока.
Исторически достоверная дата рождения Христа пока неизвестна. Священное Писание не указывает ни дня, ни года. Расчёты, положенные в основу нашей эры, были сделаны в 525 г. римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым, который опирался на данные Хронографического сборника 354 года. В этих сборниках рождения Иисуса отнесены к году консульства Гая Цезаря Випсаниана и Эмилия Павла, то есть на 1 год н. э.
Сначала единой даты празднования рождения Христа не существовало. Некоторые христиане отмечали этот день в мае, в ноябре. Позже день рождения Христа связывали с началом весны, который по юлианскому календарю приходился на 25 марта, потому что на этот день, мол, приходилось рождение мира.
В то же время, на востоке Рождество долгое время праздновали вместе с праздником Богоявления 6 января. Этот праздник сочетал в себе и Рождество Христово, и Крещение Иисуса в реке Иордане. Греческое слово «Эпифания» или «Теофания», означающее «Появление» или «Богоявление», в первых веках христианства означало не только появление Иисуса Христа при его крещении, но и его появление на Земле, то есть его рождение.
Впервые в сохранившихся исторических источниках «25 декабря» как дата рождения Христа указана Дионисием Филокалом в Хронографе 354 года, который в свою очередь опирается на источники 336 года, написанные за год до смерти Константина Великого. Из этого источника также понятно, что дата была праздничной для литургического служения в Риме, однако с тех пор как она установлена — неизвестно. Так или иначе, решение о праздновании Рождества Христова 25 декабря было принято на Эфесском (Третьем Всемирном) церковном соборе в 431 году. Закон об общем праздновании праздника Рождества Христова 25 декабря содержался в кодексах императора Феодосия с 438 года и императора Юстиниана.
Установка даты празднования 25 декабря предположительно была связана с Римским праздником Непобедимого Солнца, введённым императором Аврелианом 274 года и связанным с переходом Солнца через точку зимнего солнцестояния и, соответственно, с увеличением продолжительности дня. На эту символическую связь позже указывали отцы Церкви, в частности Иоанн Златоуст: «Люди называют святой день Рождения Господня днём нового солнца…» и Аврелий Августин: «Мы празднуем день 25 декабря не ради рождения солнца, а ради рождения Того, кто то солнце сотворил».
Решающую роль во введении отдельного праздника Рождества Христова на Востоке сыграли три отца Восточной Церкви — святой Василий Великий, святой Григорий Богослов и святой Иоанн Златоуст. Под их влиянием святой Григорий Богослов вводит этот праздник в Константинополе. Василий Великий праздновал Рождество Христово 25 декабря в Каппадокии между 371 и 374 годами.
Празднование Рождества 7 января (соответствующее 25 декабря по старому юлианскому календарю) началось только в XX веке. В XIX веке этот день приходился на 6 января, а в XXII ст. будет приходиться на 8 января (если до этого времени не будут внесены изменения в календарь).
Юлианский календарь был введен с 1 января 45 г. до н. е. Юлием Цезарем. По этому календарю продолжительность года составляет 365 суток, где четверть суток учитывается високосным годом каждый четвёртый год.
4 октября 1582 года Папа Римский Григорий XIII ввёл в обращение Григорианский календарь, ныне принятый в мире как международный стандарт. С момента возникновения григорианского календаря его отвергли представители тогдашнего православного клира. Даже Пётр I был вынужден прислушиваться к духовенству. Так что в Российской империи он ввел юлианский календарь. Этот год стали называть 1700 годом от Рождества Христова вместо 7208 г. от сотворения мира.
На территории Украины в составе Речи Посполитой с 1582 г. в документах применяли григорианский календарь до её присоединения к Московскому царству в XVII в., кроме Волыни, Галиции и Правобережья. Переход на григорианский календарь был введён в Украинской Народной Республике с 16 февраля 1918 года — этот день стали считать 1 марта 1918 года. В СССР также пользовались григорианским календарем.
«Но целый ряд православных церквей не согласился жить по григорианскому календарю, оставив себе юлианский. Даты по общепринятом григорианскому календарю мы называем «по новому стилю», а по юлианскому, который используют лишь некоторые православные — «старым стилем». Именно из-за использования разными церквями разных календарей и возникла путаница с «двумя Рождествами». Подавляющее большинство христиан отмечает Рождество в ночь с 24 на 25 декабря. Но из-за неточности юлианского календаря он отстаёт от григорианского на 2 недели.
Нет, есть православные церкви, которые отмечают Рождество в декабре. А именно:
Кроме Московского патриархата, в январе празднуют Рождество такие церкви:
Рождество – религиозный праздник. Итак, дату его празднования определяют религиозные организации. Так получилось, что самые популярные христианские церкви в Украине: Православная церковь Украины, Украинская православная церковь, Украинская греко-католическая церковь – празднуют Рождество в январе. В 1991 году Верховная Рада провозгласила 7 января официальным праздничным и выходным днем.
С началом российско-украинской войны, когда занялись тенденции к отмежеванию от россии и тяготения к Европе, в 2017 году Верховная Рада признала 25 декабря по григорианскому календарю государственным выходным. Так что украинцы получили возможность праздновать Рождество вместе с большинством европейских христиан.
Вопрос о переносе празднования Рождества на 25 декабря, чтобы все христианские верующие Украины праздновали в один день вместе с большинством христиан мира, поднимается каждый год. Глава ВЦУ митрополит Епифаний в декабре 2020 года заявил, что такое изменение даты в Украине возможно после того, когда к такому решению будет готова как церковь, так и верующие после проведения просветительской работы. Было отмечено, что перенос Рождества Господнего повлечет за собой изменение дат всех неподвижных праздников на 13 дней назад.
Предстоятель УГКЦ Верховный архиепископ Святослав в декабре 2020 заявил, что греко-католическая церковь будет решать этот вопрос «вместе с нашими православными братьями». Он также замечал, что этот вопрос не относится к догматическим, он должен преодолевать церковные расколы, а не вызывать новые; по его мнению, переход к празднованию Рождества по новому стилю, то есть 25 декабря, должен происходить по инициативе мирян.
«18 октября 2022 года Православная церковь Украины позволила епархиям проводить богослужения на Рождество Христово по новому лианскому календарю, то есть 25 декабря. Там, где для этого существуют пастырские обстоятельства и удостоверяется желание верующих, как исключение разрешить по решению настоятеля и общины 25 декабря 2022 совершить богослужение с последующим представлением через епархиальные управления в Киевскую митрополию письменной информации о числе участников богослужений. В случае совершения богослужения его участники в этот день освобождаются от ограничений».
То есть движение в сторону отказа от празднования Рождества вместе с Московским патриархатом продолжается. Не исключено, что трагические события 2022 г. и роль в них московского патриарха Кирилла Гундяева могут ускорить этот процесс.
Ранее Информатор писал, как в Украине образ Святого Николая вытесняет из быта советского Деда Мороза.