Приватовцы оказались не в состоянии работать в условиях жесткой конкуренции, как и любой олигархический бизнес, считает Сергей Куюн
В крупнейшей украинской сети автозаправочных станций, принадлежащей группе «Приват» Игоря Коломойского с партнерами, нет горючего. Для любой сети исчезновения хоть одной позиции из ассортимента хотя бы на час – чрезвычайная ситуация. "Приват" же стоит "сухим" на отдельных позициях последние три месяца. Как когда крупнейшая сеть АЗС Украины дошла до этого состояния, рассказал директор Консалтинговой группы А-95, эксперт по энергетике Сергей Куюн. Далее – прямой язык эксперта.
На пике своего могущества, где-то в конце «нулевых», приватовцы контролировали более 1 600 АЗС — 25% от их общего количества в Украине и проливали каждый третий литр горючего на рынке. Влиятельность была настолько мощной, что позволяла шантажировать правительства, дергая цены или исключая ценовые потолки. Что уж говорить о геноциде конкурентов, с помощью которого было приобретено немало АЗС.
Но секрет того могущества оказался очень простым. Осенью 2022 года государство национализировало полугосударственные "Укрнафту" и "Укртатнафту", которые были под контролем "Привата" с 2003 и 2007 годов соответственно. Сам Игорь Коломойский оказался за решеткой. С тех пор сеть начала буквально «сыпаться».
Сначала свои 537 АЗС выдернула из консолидированной сети "Укрнафта" (когда-то эти заправки за "недорого" были проданы "Приватом" "Укрнафте", но они продолжили работать на бывшего владельца до последнего).
Затем 245 АЗС вернул себе «Приватбанк», где они были заложены под кредиты, но 8 лет они тоже использовались приватовцами. Ориентировочно до 200 станций осталось на оккупированных территориях.
В настоящее время сеть насчитывает около 550 АЗС, из которых многое закрыто. Мобильное приложение содержит 430 адресов. Доля рынка в продажах - 5%. Но главное, что начали загибаться собственные станции. Почти сразу опустели магазины – жизненно важный элемент современной АЗС. Летом 2024 г. начали поступать сигналы о задержках зарплат персонала и снижении окладов региональным менеджерам.
Тогда же появились слухи о нехватке денег для расчетов с поставщиками горючего. А в октябре горючее начало исчезать. В начале января полностью исчез дизель, на сегодняшний день бензин марки А-92 налицо на 28% станций оператора, А-95 — на 12%, сжиженный газ — на 5%. Продажа через приложение прекращена, сколько осталось на руках талонов и карт – неизвестно, но, думаю, немало.
Почему это произошло? Почему остальные станции работают и стремятся к развитию, а такая разветвленная сеть приходит в упадок? Ибо в чистом виде на заправках «Приват» никогда не зарабатывал. Приват зарабатывал на Укрнафте и Укртатнафте, превратив свои АЗС в банкоматы по выдаче наличных своим владельцам.
Ранее я неоднократно писал о расцвете схем по ограблению «Укрнафты», когда только путем продажи нефти «Укрнафты» по заниженной цене «Приват» заработал только в 2009-2010 годах более $1 млрд. Аналогичная сумма была выведена из компании в 2015 году, когда «Укрнафта» отгрузила без денег «приватовским» фирмам 1 млн т нефти, и у тех же фирм закупила огромные объемы топлива, которое до сих пор не получило. По словам главы «Укрнафты» и «Укртатнафты» Сергея Корецкого, фирмы «Привата» должны этим государственным компаниям не менее 100 млрд грн.
Даже война ничего не изменила. В конце апреля 2022 года был проведен аукцион по продаже сжиженного газа "Укрнафты", ресурс слили на "Приват" по заниженной стоимости. Потери «Укрнафты» – 380 млн грн. В конце концов, активы были национализированы за отказ платить налоги.
Скажите, зачем мучиться с сетью, инвестировать, рисковать, нанимать тысячи людей, одевать и обучать их, если, сидя в офисе, ты зарабатываешь деньги, которые этим заправкам никогда даже не снились?
Но когда основной источник дохода в «Привате» забрали, упадок был только вопросом времени. Наибольшими преимуществами были широкое покрытие и низкая цена, которая дотировалась за счет вышеприведенных доходов от эксплуатации государственных активов.
В то же время конкуренты, не имея заводов-пароходов, занимались усовершенствованием своих объектов и сервиса. Развернулась настоящая погоня «вооружений»: спешлти-кофе, бургеры из-под ножа, другие приятные для потребителя извращения. Выровнялась и цена, потому что «Приват» оказался в равных условиях в закупке горючего с остальным рынком. Кто поедет на старую заправку с туалетом в посадке, если рядом булочки с кленовым сиропом, чистота и горючее за такие же деньги?
Что дальше? За последний год были сообщения о попытках Михаила Кипермана (возглавляет нефтяной бизнес «Привата») перегруппироваться в новых условиях. Были разговоры о привлечении внешних управленцев, о передаче части или всей сети в управление. Были и предложения по рынку продать часть станций. Но ничего не взлетело.
Чем дольше будет продолжаться этот ужас без конца, тем ужаснее будет конец. Вернуться на рынок этим заправкам будет с каждым днем сложнее. Потребитель убегает, многие люди с неиспользованными талонами на руках, такое не забывается.
И если активы рано или поздно распределятся, то о «Привате», как игроке на этом рынке, можно забывать. Приватовцы оказались неспособны работать в условиях жесткой конкуренции, как и любой олигархический бизнес. Паразитирование на госактивах, монополия и доступ к регулированию тарифов – вот секреты успеха. А на рынке горючего нужно наклоняться за каждой копейкой и облизывать клиентов.
Очень показательна и поучительна история. Сколько государственных денег ушло в карманы олигархов? Сколько бизнесов не родилось или загнулось из-за подавления их монополиями? Какую страну мы имели, если бы эффективно использовали государственные ресурсы и предприятия? Кто знает, может, мы бы и не оказались в той яме, где находимся сейчас.
Подписывайтесь на нашу Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.