Женщина должна была уведомить управление соцзащиты о возникновении обстоятельств, которые приводят к прекращению выплат, однако не осуществила таких действий
Многодетная мать получала два вида государственной помощи на детей. Впоследствии исполнительный комитет Лебединского городского совета решил "отобрать у нее детей и устроить их в семью патронатного воспитателя". Она не сообщила об этом соцзащите, поэтому от нее требуют вернуть выплаты в размере 2 960 гривен. Об этом говорится в решении Лебединского районного суда Сумской области, опубликованном 26 июня 2024 года.
С июня 2021 года женщина состоит на учете в управлении, обратившись с заявлениями о назначении государственной помощи при рождении ребенка и государственной помощи на детей, воспитывающихся в многодетной семье. На основании представленных документов, ей была назначена и выплачивалась государственная помощь на детей, воспитывающихся в многодетной семье и помощь при рождении ребенка. При назначении помощи она была предупреждена о порядке отказа в назначении или прекращении выплаты назначенной социальной помощи и о необходимости возврата излишне выплаченных средств в случае представления неполных или недостоверных сведений о доходах и имущественном состоянии семьи, изменений обстоятельств, которые могут повлиять на получение помощи.
06.04.2023 года управление получило решение исполнительного комитета Лебединского городского совета от 29.03.2023 года «О немедленном отобрании детей от матери и устройстве их в семью патронатного воспитателя», согласно которому было немедленно отобрано несовершеннолетнюю и двух малолетних детей, у матери в связи с возникновением непосредственной угрозы для жизни и здоровья детей. Согласно п. 10 Порядка назначения и выплаты государственной помощи семьям с детьми, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 27.12.2001 года № 1751, помощь при рождении ребенка предоставляется одному из родителей ребенка, опекуну, которые постоянно проживают вместе с ребенком, с целью создания надлежащих условий для его полноценного содержания и воспитания. Согласно п. 13 указанного Порядка, выплата пособия прекращается в случае отобрания ребенка у получателя без лишения родительских прав. Выплата прекращается с месяца, следующего за месяцем, в котором возникли указанные обстоятельства по решению органа, назначившего пособие. Аналогичные порядок и основания прекращения выплаты помощи предусмотрены п. 11 Порядка выплаты помощи на детей, воспитывающихся в многодетных семьях, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины от 13.03.2019 года № 250. Таким образом, выплату помощи при рождении ребенка и помощи на детей, воспитывающихся в многодетной семье прекращено с 01.04.2023 года.
Также в соответствии с п. 49 Порядка № 1751, лица, которым выплачивается государственная помощь семьям с детьми, обязаны сообщать органам социальной защиты населения об изменении всех обстоятельств, влияющих на выплату такой помощи. Аналогичная обязанность предусмотрена Порядком № 250. Женщина должна была уведомить управление о возникновении обстоятельств, которые приводят к прекращению выплат, однако не осуществила таких действий, в результате чего в апреле 2023 года получила средства социальных пособий безосновательно вследствие своих недобросовестных действий. 20.04.2023 года и 05.03.2024 года ей направлялись письма, в которых сообщалось о прекращении выплат и необходимости возврата переплаты излишне выплаченной социальной помощи, однако к моменту обращения в суд такие средства добровольно не уплачены.
Суд отказал в удовлетворении иска. Соцзащитой не было доказано, что с ее стороны действительно имели место недобросовестные действия.
«Решение суда об отобрании у женщины детей принято только 03.07.2023 года. Поэтому не подлежат взысканию с нее суммы государственной помощи в связи с отобранием у нее детей на основании решения исполнительного комитета от 29.03.2023 года № 89, поскольку такое решение не является решением об отобрании детей в понимании ст. 170 Семейного кодекса Украины. Кроме того, как утверждает истец, она должна была уведомить управление о возникновении обстоятельств, которые приводят к прекращению выплат, то есть об отобрании у нее детей, однако не осуществила таких действий, в результате чего в апреле 2023 года получила средства социальных пособий безосновательно в результате своих недобросовестных действий. Зато истцом не было доказано того, что с ее стороны действительно имели место недобросовестные действия. Так, по предложению суда, представителем истца не было представлено доказательств того, что ответчица вызывалась, присутствовала на заседании исполнительного комитета или знала о принятом решении об отобрании у нее детей. Также представитель истца не сообщил суду, каким образом гражданка могла сообщить управление труда и социальной защиты населения об изменении обстоятельств, которые могли повлиять на выплату ей государственной помощи», - подчеркнул суд.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.