В декабре 2022 года судья районного суда Харькова разбиралась, кто открыл десять карточек и за 15 минут перевел на них средства
10 мая 2022 года женщина пришла в отделение «Ощадбанка» в Харькове, чтобы открыть счёт. На следующий день на эту карточку засчитали более 850 тысяч гривен дивидендов. Однако один звонок мошенников – и с карты исчезла более 321 тысячи гривен.
С 19 по 23 мая женщина снимала в кассе «Ощадбанка» по 10 тысяч гривен. В конце месяца, 24 и 25 мая она получала уже по 100 тысяч гривен, поскольку банком был установлен лимит в эту сумму в сутки.
В последний день, 25 мая, около 9 часов утра на телефон женщины позвонила якобы служба безопасности банка. Мошенники назвали сумму средств, которую она снимала накануне и предложили «активизировать свою карту». Женщина ответила, что сама обратится в банк в случае необходимости.
Позже, в суде, она уверяла, что никаких данных у неё не спрашивали и никаких цифр она якобы не называла. А о подозрительном звонке осмотрительная клиентка сообщила на горячую линию «Ощадбанка», известила директора отделения, а также непосредственно оператора на кассе, когда получала наличные.
На следующий день ей снова выдали 100 тысяч гривен и карточку. Однако на этот раз в мобильном приложении «Ощад 24/7» женщина увидела еще одну карточку, которую она не открывала. В отделении её успокоили и сказали, что это может быть сбой или ошибка.
Ближе к вечеру женщина начала получать SMS-сообщения от «Ощадбанка», а в приложении нашла кучу открытых счетов. Она немедленно позвонила по телефону на горячую линию банка и попросила заблокировать счёт.
«(Женщина) зашла в приложение «Ощад 24/7», но доступ (к счету) исчез. В связи с чем позвонила по телефону в «Водафон» и заблокировала сим карту, на которую был зарегистрирован доступ в «Ощад 24/7», – рассказывала пострадавшая в суде.
Несмотря на все попытки, мошенники украли более 321 тысяч гривен. Женщина обратилась в полицию, где открыли уголовное производство №№ 12022221150000620 по факту мошенничества.
Женщина просила отменить переводы средств, которые делали мошенники и восстановить на её счету 321 742 гривны. Также она рассчитывала, что банк заплатит более 20 тысяч гривен штрафа, 3 тысячи гривен на оплату труда адвоката и 100 тысяч гривен морального ущерба.
В ответ на это в «Ощадбанке» ответили, что списанию средств предшествовал успешный вход в мобильное приложение с корректным вводом пароля и кодов, которые отправляли на мобильный телефон владелице счёта. Такую информацию могла знать только женщина. Однако, если это не она переводила средства, тогда личные данные могли хитростью узнать мошенники. Но это ответственность владельца карты – хранить данные в секрете. Потому адвокат банка заявил, что с их стороны никаких нарушений не было.
«Общением с неизвестным лицом накануне проведения спорных операций, получение многочисленных сообщений от банка о входе в систему дистанционного обслуживания и проведении спорных операций, подтверждение проведенных операций по переводу средств смс-паролями... опровергают утверждение об осуществлении сделки посторонними лицами без ее ведома и неразглашения информации для осуществления переводов», – считали в «Ощадбанке».
Оказалось, что 26 мая преступники открыли на имя женщины десять карточек. В тот же день с 17:03 до 17:18 через приложение «Ощадбанка» они сделали двенадцать успешных переводов на 513 тысяч гривен. Десять переводов сделали на собственные счета женщины, выпущенные до этого. Ещё два перевода на 50 тысяч гривен сделали на счет в «Ощадбанке», открытый на чужое имя.
После этого деньги стали «перебрасывать» между карточками женщины, чтобы запутать следы преступления. Также воры сделали четыре перевода на 98 тысяч гривен на счета в «Ощадбанке», четыре перевода на 99 тысяч гривен в «БАНК КРЕДИТ ДНЕПР» и три перевода на 74 тысяч гривен в «Альфа-Банк». В конце деньги сняли с банкоматов, расположенных на территории Днепропетровской области.
Судья установила, что обо всех переводах женщину предупреждали сообщениями по телефону. Также списания производились с использованием всех необходимых реквизитов карты. Поэтому судья согласилась, что это могло произойти из-за возможного разглашения персональных данных и информации по счету. К тому же не было доказательств, что это произошло по вине банка.
«Спорные операции подтверждены паролем клиента, который является аналогом его собственноручной подписи», – говорится в решении суда.
При рассмотрении дела женщина узнала, на чьи счета перевели её средства. Судья посоветовала обратиться с исками к этим людям, когда будут доказательства их вины и дело попадет в суд.
Поэтому в декабре 2022 года судья Киевского районного суда Харькова Светлана Колесник решила, что деньги от «Ощадбанка» обратно на счёт женщина не получит.
Информатор рассказывал, что «Ощадбанк» заблокировал карту пенсионера-переселенца.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.