Электромобили уничтожат нефтедобытчиков быстрее, чем ожидалось
Растущие продажи электромобилей в последние годы заставили экспертов улучшить свои прогнозы по поводу того, когда мировое потребление нефти достигнет пика. Какую долю рынка уже занимают электромобили и как это влияет на нефтяников, пишет Reuters. Перевод статьи опубликовал "Минфин".
Международное энергетическое агентство (МЭА), базирующееся в Париже и объединяющее 29 промышленно развитых стран, ожидает, что мировое потребление нефти достигнет своего пика в конце этого десятилетия на уровне 103 миллионов баррелей в сутки после внесения регулярных корректировок по сравнению с прогнозом 2017 года, согласно которому пик составит почти 105 миллионов баррелей в сутки в 2040 году.
«Переломным моментом стала политическая поддержка перехода к электрификации, которая существенно снизила спрос на нефть со стороны транспортного сектора, являющегося ключевым фактором роста мирового спроса на нефть», — сказал специалист по энергетическому моделированию в МЭА Апостолос Петропулос.
Нефтяной гигант BP улучшил свои прогнозы глобального пикового спроса на нефть, тогда как правительства Соединенных Штатов и Китая — два крупнейших в мире потребителя нефти — пересмотрели свои прогнозы внутреннего потребления.
По данным МЭА, на транспорт приходится около 60% мирового спроса на нефть, причем только на Соединенные Штаты приходится около 10%. Эта доля должна снизиться, поскольку МЭА ожидает, что к 2030 году мировой спрос на нефть сократится примерно на 5 миллионов баррелей в день.
По данным МЭА, мировые продажи электромобилей составляют около 13% от всех продаж автомобилей и, вероятно, возрастут до 40-45% рынка к концу десятилетия. Это происходит благодаря сочетанию более жестких стандартов эффективности и субсидий, введенных различными правительствами во всем мире после Парижского соглашения 2015 года, направленного на удержание глобального потепления в пределах 1,5 градуса по Цельсию (2,7 градуса по Фаренгейту) выше доиндустриальных температур.
МЭА заявило, что продажа электромобилей должна быть еще выше — около 70% рынка к 2030 году, чтобы соответствовать целям Парижского соглашения по ограничению потепления.
Темпы внедрения электромобилей в будущем будут сильно зависеть от цен на электромобили и доступности зарядных станций. Китай имеет преимущество по двум пунктам.
По данным британской исследовательской фирмы JATO Dynamics, в середине 2023 года средний электромобиль в Китае стоил 31 165 евро (33 964 доллара). Как выяснила JATO, самый дешевый электромобиль в Китае был на 8% дешевле самого дешевого эквивалентного автомобиля с бензиновым двигателем. Это благодаря массовым государственным субсидиям и легкодоступности редкоземельных элементов, имеющих решающее значение для производства электромобилей. Электромобили занимают около четверти рынка в Китае, и ожидается, что страна возглавит глобальный рост.
В Соединенных Штатах, напротив, средняя цена электромобиля составляет более 53 000 долларов, по данным автомобильной исследовательской компании Kelley Blue Book, что примерно на 5 000 долларов больше, чем у автомобиля с бензиновым двигателем.
Соединенные Штаты также значительно отстают от Китая по количеству общественных зарядных станций. Белая книга, опубликованная в октябре Институтом электрификации, финансируемым промышленностью, отмечает, что в Соединенных Штатах насчитывается около 52 000 общественных зарядных станций, в Европе - около 400 000, а в Китае - около 1,2 миллиона.
Однако, по данным МЭА, ожидается, что к 2030 году доля электромобилей в регистрации новых автомобилей в США вырастет до 50%, поскольку водителей привлекают совершенствующиеся технологии, падающие цены и перспектива забыть о волатильных ценах на бензиновых заправках.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.