Комитет ВРУ рекомендует законопроект "о защите бизнеса" ко второму чтению - адвокатка раскрыла детали

По словам адвокатки, правки предусматривают четкие сроки арестов, апелляцию легализации «неотложных» обысков - Новости Украины

Бизнес
Алвокатка Свистула о законе по защите бизнеса

Профильный комитет Верховной Рады поддержал законопроект №12439. Он предусматривает получение дополнительных гарантий для бизнеса из-за изменений в Уголовный процессуальный кодекс, инициированных Федерацией работодателей Украины. Об этом на своей Facebook-странице написала адвокат, управляющая партнерша юридической компании PROCTOR Дарья Свистула.

По словам адвоката, правки предусматривают четкие сроки арестов, апелляция легализации «неотложных» обысков. А также порядок внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований по преступлениям по ст. 191 Уголовного кодекса Украины и преступлений в сфере хозяйственной деятельности, данные об уголовном правонарушении теперь вносятся в реестр только тогда, когда достаточно оснований, вносятся они руководителем прокуратуры или его заместителями. Это ограничивает практику открытия дел для количественных показателей или по надуманным основаниям или с целью давления на бизнес. Плюсы изменений в ст. 214 УПК Украины по ст. 191 УКУ и преступлений в сфере хозяйственной деятельности:

  • Уменьшение количества безосновательных производств. Ранее любое заявление или анонимный сигнал могли стать основанием для автоматического внесения в ЕРДР. Теперь - только после проверки и при наличии достаточных оснований, что делает невозможным хаотическую "нагрузку" бизнеса уголовными делами.
  • Личный контроль руководителя прокуратуры. Внесение данных в ЕРДР разрешено исключительно руководителем органа прокуратуры, что придает вес решению и повышает ответственность. Это устраняет "ручной режим" со стороны рядовых прокуроров или следователей.
  • Удар по статистическим манипуляциям. Практика "нагонения" показателей раскрытия через массовое открытие дел по ст. 191 УКУ теряет смысл. Ориентир – на качество расследований, а не на их количество.
  • Меньше давления на бизнес. Владельцы компаний и топ-менеджеры часто становились мишенью для "профилактических" дел, которые открывались только для создания проблем. Теперь бизнес получает больший иммунитет от надуманных преследований.
  • Рациональное внедрение следственных ресурсов. Следственные органы вынуждены будут отсеивать нелепые материалы и сосредотачиваться на делах, где действительно есть состав преступления. Это повышает эффективность работы всей правоохранительной системы.
  • Предотвращение рейдерских схем. Ст. 191 УКУ часто использовалась как инструмент для силового захвата предприятий из-за "искусственных" уголовных производств. Новая норма уменьшает простор для злоупотреблений в корпоративных конфликтах.
  • Укрепление правовой определенности. Бизнес-среда получает четкий сигнал: открытие производств больше не будет инструментом для давления. Это формирует предсказуемость и улучшает инвестиционный климат.
  • Соответствие принципам ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека неоднократно подчеркивал, что открытие уголовных производств без достаточных оснований является нарушением прав человека. Это изменение приближает Украину к европейским стандартам уголовного процесса.

Закон "О защите бизнеса" создает лазейки для коррупционеров  

27 августа 2025 года комитет Верховной Рады по вопросам правоохранительной деятельности рекомендовал парламенту принять во втором чтении и в целом законопроект №12439, направленный на усовершенствование гарантий защиты субъектов хозяйствования в ходе уголовного производства. По мнению экспертов Transparency International Ukraine, под предлогом защиты бизнеса этот законопроект создает новые лазейки для коррупционеров. До первого чтения он тоже содержал немало проблемных предложений, в частности, двухмесячный срок ареста, который сделал бы невозможным возврат преступных активов. После доработки законопроект пополнился новыми вредными правками.

"При этом первое, что следует отметить - закрытость правоохранительного комитета. Все обращения с просьбой приобщить к заседанию представителей Transparency International Ukraine остались проигнорированными. Так комитет продолжает позорную практику, когда он же в закрытом режиме июле согласовал скандальный проект закона № 12414, без привлечения общественности и даже некоторых членов комитета", - указали эксперты.

Краткие выводы:

  • депутаты несколько усовершенствовали регулирование арестов имущества по сравнению с первой редакцией этого законопроекта,
  • проект содержит предложения о внесении изменений в Уголовный кодекс, расширяющих круг обстоятельств, исключающих уголовную противоправность деяния,
  • появляется риск утечки информации о тактике расследования через рассмотрение жалоб на отказ в ознакомлении с материалами до окончания расследования,
  • в большинстве дел о коррупционных преступлениях станет невозможным проведение неотложных обысков, что окажет негативное влияние на качество расследований.

Предложения экспертов:

  • не вносить в УК Украины изменения расширения круга обстоятельств, исключающих уголовное противоправность деяния;
  • ограничить круг лиц, которые могут потребовать ознакомления с материалами досудебного расследования до его окончания, а также определить, что постановление об отказе в удовлетворении такого ходатайства обжалуется прокурору высшего уровня;
  • дополнить коррупционными уголовными правонарушениями перечень уголовных правонарушений, при расследовании которых может быть произведен безотлагательный обыск;
  • учесть другие предложения по усовершенствованию проекта закона, которые были высказаны TI Ukraine и экспертным сообществом еще до первого чтения.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать