Как получить европейский диплом: в Днепровском национальном университете говорят, что просто
Вот уже более 10 лет в Днепровском национальном университете имени Олеся Гончара действует программа сотрудничества с университетами Германии и Франции. Без всяких руководящих и направляющих указаний сверху преподаватели университета создали её фактически на чистом энтузиазме. Как результат, около 100 студентов факультета экономики получили второй, европейский диплом бакалавра или магистра (Мастера), который безоговорочно котируется по всему миру.
Многие из них занимают хорошие менеджерские позиции с весьма адекватной зарплатой в европейских и американских компаниях таких как Mercedes, Bosh, BMW, McKinsey и других. Многие остались в Украине, и успешно развивают бизнес с иностранными партнёрами.
Мы беседуем с инициатором этой образовательной программы доктором экономических наук, профессором кафедры маркетинга и международного менеджмента Джусовым Алексеем Анатольевичем.
Книга посвящена 100 лучшим выпускникам вуза
— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея создания образовательной программы?
— В 2007 году в рамках гранта я поехал в Германию на преподавательскую работу в Университет прикладных наук Миттвайда. У нас наладились хорошие отношения с деканом и профессурой. И мы начали создавать совместную программу и договоры.
Идея родилась, и нужно было быстро реализовывать её. Я действовал в Германии, узнавал что да как. А сотрудники факультета на месте, в университете. В кратчайшие сроки мы составили аннотации наших дисциплин, которые читают студентам, перевели на английский язык, и буквально в течение 2-3 недель всё уже было готово и передано на согласование немцам. Они были несколько озадачены такой оперативностью. Ведь у нас принято долго раскачиваться. А тут такие темпы.
Многие вопросы решались на личных контактах. Не поверите, но договор по магистратуре мы заключили «на салфетке». Вечером в ресторане во время ужина обсудили. Прямо на салфетке расписали, что нужно прописать. Я аккуратненько салфетку сложил и в карман. На утро всё перевёл в электронный вид, "причесал". Почитали, подписали.
— Каким образом студенты обучаются по вашей программе?
— В ДНУ студент учится 5 семестров. Затем едет в Германию, немцы ему засчитывают все прослушанные у нас дисциплины с нашими оценками. Два семестра он учится в Германии. Дальше практика. Проходить её можно и в Украине. Таким образом к концу 4-го курса студент может получить 2 диплома бакалавра. Не двойной диплом. А два, один из которых европейский, и с ним он может устроиться на работу на очень хорошие позиции.
Чем ещё хороша эта программа. Обычно, чтобы уехать учиться в Германию, нужно получить сертификат знания языка уровня В2 или С1. По нашей программе не обязательно. Студент уезжает учиться на Диплом, но вначале оформляется как exchange student. К таким студентам нет строгих требований по наличию языкового сертификата. У него есть один семестр, чтобы подтянуть свой языковой уровень, после чего он пробует получить сертификат там, в Германии. Не получил — есть ещё один семестр, но только один.
Весь курс обучения стоит 1000 евро. Самостоятельно нужно оплачивать страховку, жилье, пропитание. Всё это обходится примерно в 500-600 евро в месяц. Но можно подрабатывать. И многие студенты так и делают. Кроме того, немцы стараются помогать нашим студентам. Часто выплачивают впервые приехавшим студентам за первый семестр стипендию — 1460 евро.
— Что мотивирует наших студентов к получению второго диплома?
— У студентов есть три подхода. Первый — он хочет полгодика поучиться в Европе, посмотреть, подтянуть язык. В этом случае ему даже 500 евро платить не нужно. Получает опыт. Возвращается в ДНУ и продолжает обучение, не получая второго диплома. Таких меньшинство.
Второй тип студентов — те, кто изначально хочет уехать в Европу, там жить и работать. Третий тип — те, кто хочет вернуться и работать в Украине. Они едут получить европейское образование, получить опыт жизни в Европе, обзавестись контактами. Вернуться и включиться в бизнес — либо бизнес родителей, либо свой собственный. У меня есть немало примеров таких студентов.
— Насколько соответствует уровень образования в университете тому, что предлагают в германском вузе?
— Большинство наших преподавателей — очень квалифицированные и опытные. По отзывам наших студентов, те знания, которые они получают в университете, вполне позволяют им без проблем осваивать программу в Германии.
— Как проводится отбор студентов для участия в программе?
— Когда программа только начала работать, ко мне записывалось по 15-20 человек. Приходилось отбирать. Конкурсы проводились в 2 этапа. Первый — языковый. Второй — студент объяснял свою мотивацию. При том, что немцы принимали максимум 6-7 человек. Постепенно пошло на спад, ездили 4-5 человек. Но, затем в нашем университете, по моему мнению, была допущена колоссальная ошибка — объединили 2 факультета — «Экономический» и «Факультет международной экономики». В результате сейчас программа оказалась недостаточно популяризирована. Последний раз (в середине марта текущего года) мы отправили только двух студентов. Это очень мало. Просто не из кого выбирать.
Да и уровень мотивации студентов в последние годы почему-то заметно снижается.
— Получается, что есть отличная возможность получить второй диплом европейского образца, есть квалифицированные преподаватели, которые готовы помочь в этом, но нет соискателей. Они что, не идут в университет? Каковы же перспективы у вашей программы?
— На наших специальностях только единицы студентов учатся «на бюджете», остальные — по контракту. Мы вынуждены бегать за каждым студентом. Он контрактник, платит деньги — значит его нужно тянуть. Жизнь вуза зависит от этих средств. А нужно искать какую-то золотую середину между потребностью в контрактных деньгах и уровнем требований к студентам. Иначе мы будем просто выпускать неучей.
К тому же существующая система оплаты труда не предполагает достойную зарплату для квалифицированных преподавателей. Все зависит от тарифной сетки. Даже системы премирования фактически нет. Большая проблема — публикация научных статей. Все публикации осуществляются за свои (и немалые) деньги.
Безусловно, что-то надо менять. Принимать какие-то, возможно, и непопулярные меры. Иначе — это путь в никуда. Этот тяжёлый вузовский «корабль» нужно развернуть. Провести полный и глубокий аудит. Возможно пересмотреть структуру вуза и набор специальностей.
Национальный университет — это очень «крутая фишка». Но этот бренд нужно не только поддерживать, но и постоянно работать в направлении его укрепления. Тогда и абитуриент к нам массово пойдет, и в потенциальных соискателях второго диплома недостатка не будет.