Народные депутаты рассмотрят в целом законопроект Кабмина, которым предлагается отменить закон об обращении граждан и изложить порядок обращений в органы власти в другой редакции
Закон об обращении граждан будет отменен. Вместо этого будет принят новый правительственный закон об обращении. Соответствующую рекомендацию о принятии во втором чтении и в целом в качестве закона законопроекта Кабмина №11082 уже предоставил Комитет Верховной Рады по правам человека. Законопроект 11082 предусматривает, что со дня вступления в силу как закона утрачивает силу Закон «Об обращениях граждан».
Правительство объяснило, что такие изменения обусловлены вступлением в силу Закона №2073-IX «Об административной процедуре», который по-новому регулирует отношения органов власти с гражданами. В то же время законопроект предусматривает, что его действие не распространяется на отношения, возникающие в сфере рассмотрения и разрешения административных дел, предусмотренных Законом «Об административной процедуре».
Также его действие не будет распространяться на отношения, возникающие в сфере:
Как отметило Главное юридическое управление парламента, законопроект предлагает урегулировать право на обращение по более узкому кругу вопросов, чем это гарантируется Конституцией, поскольку вышеупомянутыми законами регулируются вопросы относительно иного порядка представления и рассмотрения обращений, чем это предусмотрено законопроектом.
Предполагается классификация видов обращений по сравнению с редакцией, принятой в первом чтении. Так, в частности, определяется, что обращения — изложенные субъектом обращения:
При этом в проекте речь не идет об особенностях порядка рассмотрения обращения, учитывая его разновидность. По мнению ГЮУ ВР, такая детализация видов обращений на уровне закона существенно сужает содержание понятия обращения и создаст значительные проблемы при идентификации таких категорий, ведении их учета и рассмотрении на практике.
Такие формулировки и детализация распределения по категориям обращений не учитывают все возможные виды обращений, подпадающих под действие конституционно-правого института, и могут создать препятствия и сложности на практике при идентификации вида обращения перед представлением как для граждан, так и для должностных лиц, ответственных за их. Кроме того, произвольность трактовки понятий «сообщение о проблеме или о нарушении законодательства Украины» и «жалоба» могут создать препятствия по ограничению количества подачи жалоб по результатам рассмотрения обращения.
Законопроект предусматривает, что субъект обращения вправе присутствовать при рассмотрении обращения. Но такое право субъекта обращения не гарантируется обязанностью субъекта разбирательства его обеспечить. При этом формальное несоблюдение права на присутствие субъекта обращения во время фактически печати ответа на обращение должностным лицом субъекта рассмотрения может быть основанием для признания таких действий противоправными в судебном порядке.