Вопрос о внесении изменений в актовые записи гражданского состояния рассматривается в срок, не превышающий трех месяцев, со дня подачи соответствующего заявления в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния
Определение фамилии ребенка – это не только формальность, а шаг, который оказывает влияние на его дальнейшую жизнь. Присваивается фамилия, имя и отчество ребенку при регистрации рождения с одновременным определением его происхождения. Министерство юстиции объясняет, когда можно менять фамилию и как это сделать.
В соответствии со статьей 145 Семейного кодекса Украины (далее – Кодекс) фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если мать, отец имеют разные фамилии, фамилия ребенка определяется по их согласию. Ребенку могут присвоить двойную фамилию, образованную путем соединения их фамилий. Если же возникает спор между родителями, то его можно решить, обратившись в орган опеки и попечительства или в суд. Семейное законодательство также дает право родителям изменить фамилию ребенка в будущем.
В соответствии со статьей 148 Кодекса фамилия может быть изменена в следующих случаях:
Если один из родителей против смены фамилии ребенка, то спор между ними относительно такого изменения может разрешаться органом опеки и попечительства или судом. При разрешении спора принимаются во внимание выполнение родителями своих обязанностей по отношению к ребенку, а также другие обстоятельства, удостоверяющие соответствие смены фамилии интересам ребенка.
Порядок внесения изменений в актовые записи гражданского состояния урегулирован Законом Украины «О государственной регистрации актов гражданского состояния» (далее – Закон) и Правилами внесения изменений в актовые записи гражданского состояния, их возобновление и прекращение их действия, утвержденными приказом Министерства юстиции Украины от 12.01.2011 г. № 96 14.01.2011 под № 55/18793 (далее – Правила).
Так, рассмотрение заявлений о внесении изменений в актовые записи гражданского состояния относится к компетенции отделов государственной регистрации актов гражданского состояния (далее – отделы ГРАЦС), дипломатических представительств и консульских учреждений Украины (статья 6 Закона).
В условиях военного положения, введенного в Украине с 24.02.2022, обратиться можно в любой отдел ДРАЦС, расположенный на подконтрольной украинским властям территории. Кроме того, подать заявление можно путем обращения в центр предоставления административных услуг.
Граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, проживающие за границей, могут подать заявление в дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины.
Для внесения изменений в актовые записи гражданского состояния следует подать:
Заявление должно быть заполнено разборчиво. В нем должны быть предоставлены исчерпывающие ответы на все вопросы. По результатам проверки собранных документов орган государственной регистрации актов гражданского состояния составляет обоснованный вывод о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния или об отказе в этом.
В случае отказа во внесении изменений в актовую запись гражданского состояния в заключении указываются причины отказа и указывается на возможность ее обжалования в порядке.
Внесение изменений в актовую запись гражданского состояния производится по заявлению, в частности, родителей. В то же время действующим законодательством не предусмотрены нормы, запрещающие подачу заявления о внесении изменений в актовую запись гражданского состояния через представителя.
После внесения изменений в актовую запись гражданского состояния заявителю повторно выдается свидетельство государственной регистрации акта гражданского состояния. Отдел государственной регистрации актов гражданского состояния, центр предоставления административных услуг, дипломатическое представительство или консульское учреждение Украины не вправе отказать гражданину в принятии и рассмотрении заявления об изменении фамилии малолетнего ребенка.
В соответствии с Правилами вопрос о внесении изменений в актовые записи гражданского состояния рассматривается в срок, не превышающий трех месяцев, со дня подачи соответствующего заявления в отдел государственной регистрации актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин этот срок продлевается с письменного разрешения руководителя отдела государственной регистрации актов гражданского состояния управления государственной регистрации (по месту их представления), но не более чем на три месяца.
Дипломатическим представительством или консульским учреждением Украины такой вопрос рассматривается в шестимесячный срок со дня представления к ним соответствующего заявления.
Согласно положениям статьи 20 Закона за свидетельства, которые выдаются в связи с изменением актовых записей гражданского состояния, взимается государственная пошлина в размере, определенном законом.
За выдачу свидетельства в связи с изменением в актовые записи гражданского состояния взимается государственная пошлина в размере 0,02 необлагаемого налогом минимума доходов граждан (0,34 грн) (пункт 5 статьи 3 Декрета Кабинета Министров Украины от 21.01.1993 № 7-93 «О государственной пошлине»).
В то же время, отделы государственной регистрации актов гражданского состояния могут предоставлять платные услуги, перечень которых утверждается Кабинетом Министров Украины. Средства, полученные от предоставления платных услуг, зачисляются в государственный бюджет (часть третья статьи 20 Закона).
Постановлением Кабинета Министров Украины от 22.12.2010 № 1168 утвержден Перечень платных услуг, которые могут предоставляться отделами государственной регистрации актов гражданского состояния.
В случае возникновения вопросов или для уточнения информации вы можете позвонить по горячим линиям отделов ДРАЦС управлений государственной регистрации межрегиональных управлений Министерства юстиции.
Как сообщал Информатор, граждане Украины могут заключить брак без личного присутствия с использованием приложения Действие. Впрочем, по мнению Минюста, это вроде бы противоречит нормам Семейного кодекса Украины.