Вячеслав Мишалов рассказал, как Fregat работает во время войны. Интернет в бомбоубежищах и другие кейсы провайдера в Фрегат.
Как с помощью ботов, спутников, интернета в бомбоубежищах, импровизированного хаба для пострадавших провайдеров сразу развернул «интернет-контрнаступление» один из пяти крупнейших интернет-провайдеров страны, рассказал соучредитель «Фрегата» Вячеслав Мишалов.
Наша основная компетенция – это обеспечение связью. Поэтому с началом войны часть наших сотрудников в рядах кибервойск блокировали паблики с пропагандой рф, отражали атаки ботов и возобновляли стратегические интернет-ресурсы. А некоторые – отправились настраивать Starlink для ВСУ.
Один из таких сотрудников, уже полгода на передовой отвечающий за связь, недавно отметил: «Сегодняшняя война — это война дронов и Starlink. И Украина способна её выиграть».
Дроны — это возможность для нашего защитника увидеть врага и наносить точные удары за 8 секунд от момента идентификации цели. Вот почему важно, чтобы их там было как можно больше. К сожалению, дроны – это расходный материал.
Что касается важности Starlink, то сейчас это единственная существующая связь для наших солдат, которую враги не могут вывести из строя. Он также является связующим звеном между дронами и артой. Плюс возможность написать родным и держать связь друг с другом.
«Фрегат» – крупнейший интернет-провайдер в городе и один из пяти крупнейших в стране.
А это около 200 тыс. абонентов в Днепре, Киеве, Запорожье, Черкассах, а также в Днепропетровской и Полтавской областях.
Любое отключение сегодня – это паника и стресс. Мы прилагаем максимум усилий, чтобы наши абоненты чувствовали: связь у них есть, что бы ни случилось. Это как «не всё так плохо, если банкоматы выдают наличные деньги». Сохранять эмоциональную целостность пользователей – наша принципиальная позиция.
Например, в марте у части крупных провайдеров просто пропал доступ к Telegram из-за повреждения магистральной оптики и захвата того же бучанского направления.
Форумы буквально разрывались комментариями типа: «Всё! Началось!». Наши админы круглосуточно отрабатывали альтернативные маршруты и через несколько дней возобновили связь.
Во время перебоев с топливом вся команда искала талоны «по знакомым», чтобы не остановились отладочные работы. А повреждение линий связи или объектов с оборудованием после каждого прилета, потому что покрытие «Фрегата» в городах достаточно большое.
А когда вражеская ракета попала в район завода ЮМЗ в Днепре, наши монтажники восстанавливали повреждённые сети на соседней улице прямо под взрывами, ведь детонация продолжалась до поздней ночи. Мы не могли оставить людей без Интернета и без связи с родными. Они и так находились в шоковом состоянии.
Так же и в Кременчуге повреждённые сети мы восстанавливали сразу после взрыва.
Очень часто мы – четвертая машина, приезжающая на место обстрела, после ГСЧС, скорой и полиции.
С первого дня полномасштабного вторжения мы помогаем нашим защитникам. Ежемесячно поставляем бронежилеты, пули, оружие, аптечки и радиосвязь. За полгода мы передали на фронт помощи на 15 млн грн.
Сразу поставили в приоритет именно автомобили, потому что на передовой их возраст недолгий, а выполняют они очень важную роль: оперативность, логистика, медицинская помощь.
За полгода войны мы отправили на фронт 21 автомобиль – два Nissan, три пикапа Ford и четыре Navara, три Renault Kangoo и другие.
Для многих наших партнёров из Славянска, Лисичанска, Краматорска наш офис на несколько месяцев стал безопасным местом, где все эти провайдеры временно останавливались и жили вместе с семьями, а все доступные нам парковки были заполнены их авто с техникой и оборудованием.
Мы ежедневно без ограничений подсоединяем бомбоубежища, военные объекты, волонтёрские штабы, семьи переселенцев.
Через полгода «Фрегат» подключил к интернету более 200 общественных локаций.
Так, например, к нам обратились владельцы маленького кафе в Днепре, которые с начала войны приняли у себя и своих друзей около 1000 переселенцев из самых горячих точек страны. А собственное кафе превратили в столовую для них.
Они просили помочь с интернетом для одного из домов, где жили одновременно 15 человек! Конечно, мы сделали всё в тот же день абсолютно бесплатно.
С началом войны мы потеряли около 30 % платежей. Но мы понимали, как важно для людей в такое время быть на связи со своими семьями. Поэтому приняли решение обеспечивать связью даже должников и бывших абонентов.
С февраля по апрель наши абоненты с минусом на счёте получали постоянную интернет-связь на скорости 10 Мбит/с, достаточной для любой работы.
Кроме того, все наши бывшие абоненты могли иметь бесплатную связь, просто подключив кабель.
Со временем мы сделали рассылку с просьбой: «Если можете, пожалуйста, продолжайте платить. Вы даёте нам возможность обеспечивать связь для всех, кто не имеет этой возможности».
Даже когда люди понемногу начали снова платить, мы всё равно оставили для должников доступ в интернет, но уже на скорости 2 Мбит/с. Сейчас мы уже на 10 % потерь.
Правда, после слов благодарности за бесплатную связь последовали комментарии типа: «А чего так мало? Почему всего 2 Мбит/с?!».
Мы отнеслись к этому с пониманием и продолжали формировать у наших абонентов чувство защищённости: «Никто не может повлиять на то, как мир изменится завтра. Но что бы ни случилось, у вас есть минимальная связь, благодаря которой вы можете общаться с родными, продолжить работать с любой точки или найти новую работу».
Мы сформировали новую «гигиену безопасности».
Когда после 24 февраля в стране покатилась волна увольнений, мы были к ней готовы, ведь уже применяли подобную практику во время ковидной пандемии.
Мы просто заморозили модернизацию объектов и перевели на дистанционку все возможные отделы, в том числе техподдержку.
Сотрудникам, которые пошли в ВСУ, мы сохранили рабочие места и полную зарплату, включая их возвращение после победы.
Топ-менеджмент постоянно оставался на рабочих местах в Днепре.
За время войны у компании не было ни одного увольнения. Мы просто не могли этого позволить. «Фрегат» слишком долго формировал свою команду и именно с ней планирует послевоенное восстановление и модернизацию Украины.