Константин Криволап сетует, что американские истребители используются как средства ПВО, для других миссий недостаточно вооружения
Для полноценного участия в боях, переданные Украине американские истребители F-16 недостаточно оснащены. Они из-за ограничений на ассортимент вооружения служат еще одним средством ПВО, не более того. Украинскую авиацию реально могли бы усилить самолеты Gripen производства Saab, считает авиационный эксперт Константин Криволап.
Эксперт отметил 29 октября в эфире канала Freedom, что F-16 является боеспособным самолетом высокого уровня, в этом нет сомнений. В то же время в той комплектации, где F-16 поступили в Украину, возможность их применения на сегодняшний день ограничена только задачами противовоздушной обороны, считает Криволап.
В первую очередь истребителям F-16 не хватает соответствующих радиолокационных систем обнаружения, а также ракет AMRAAM большей дальности, утверждает он. Кроме того, Украина пока не получила самолетов дальнего радиолокационного обнаружения Saab 340, которые обещали шведы и обеспечат F-16 повышенные возможности.
По его мнению, французские многоцелевые истребители 4-го поколения Dassault Mirage 2000, которых ожидают Воздушные силы ВСУ, также вряд ли сильно изменят ситуацию в воздухе.
“Мы у нас будет три “Миража”, которые могут нести ракеты Storm Shadow/SCALP EG. Это очень хорошо. Но оказалось, что их еще нужно к этому подготовить. Эти самолеты не будут оборудованы ультрасовременным вооружением, которое позволяет иметь локаторы дальнего обнаружения, они не будут иметь Saab 340, который будет передавать им цели на их ракеты. Фактически это будут просто носители SCALP и Storm Shadow в несколько лучшей модификации, чем наши бомбардировщики Су-24”, - считает Криволап.
Ситуацию могли бы изменить шведские истребители 4-го поколения JAS 39 Gripen (гриппен). По мнению Криволапа, слухи о возможной передаче истребителей Gripen возникли на фоне пробуксовки программы передачи F-16 для Украины.
"Гриппены" в этой ситуации выглядят наиболее приемлемыми и интересными, потому что они могут нести ракеты SCALP и Storm Shadow. Но сравнить тысячи изготовленных F-16, соответствующих логистике доставки и обслуживания запчастей, с 230 единицами выпускаемых Gripen очень сложно. Поэтому, несмотря на то, что это очень хороший самолет, и в моем рейтинге он номер два после F-16, но то количество, которое могут нам поставить и то количество, которое будет иметь необходимые вооружения, вызывают большие сомнения”, - сказал эксперт.
Президент Украины Владимир Зеленский в данный момент передачи F-16 по Украине отказался раскрыть информацию, в каких миссиях они будут применяться. При этом пообещал, что результаты работы истребителей украинцы впоследствии услышат.
Однако до сих пор ни о другом применение F-16, кроме как при отражении воздушных атак РФ, не сообщалось. Среди оккупантов ходили слухи, что один из русских Су-34 был уничтожен ракетой, запущенной из F-16, но Украина не подтверждала эту информацию.
Ранее Business Insider сообщал, что отдельной проблемой для F-16 являются западные ограничения на то, как Украина может атаковать цели в России. Это существенно снижает эффективность истребителей F-16. Сейчас многие союзники Украины, включая США, не позволяют ей использовать предоставленное дальнобойное оружие для свободных ударов по российской территории. Поэтому Украина не может уничтожать источники многих российских атак, а вынуждена останавливать каждый отдельный удар, что является более сложной задачей.
Напомним, Украина официально признала потерю одного F-16, и Россия не имеет прямого отношения к его падению В Генштабе ВСУ отметили, что 26 августа во время отражения массированного ракетного удара со стороны РФ была потеряна связь с одним из пилотов. Позже выяснилось, что истребитель потерпел крушение, а летчик Алексей Месь - погиб. Президент Украины Владимир Зеленский пообещал провести тщательное расследование инцидента, учитывая версию, что катастрофа могла быть вызвана "дружеским огнем". Но в США считают маловероятным, что самолет был сбит дружеским огнем из зенитно - ракетного комплекса Patriot.
В общем Украине требуется не менее 200 истребителей F-16, чтобы сравнить силы с российскими воздушными силами Такое мнение высказали летчик - испытатель первого класса, полковник Александр Лиходид. Он подчеркнул, что 10-20 самолетов не будет достаточно, чтобы изменить что-либо на фронте, особенно учитывая необходимое время, чтобы, научить пилотов управлять F-16. Украина вскоре получит от Норвегии еще 6 истребителей F-16 кроме тех, что уже есть, но этого все еще мало.
Издание Wall Street Journa сообщило, что США перефокусируют обучение украинских пилотов F-16 на более молодых курсантов, а не на опытных пилотов. Такое решение может отсрочить время передачи Украине эскадрильи истребителей F-16. Ожидается, что самолеты прибудут весной или вообще летом 2025 года.
Украинские пилоты F-16 испытывают трудности с управлением истребителями. Поскольку они в ускоренном режиме учатся пилотировать эти самолеты, летчикам трудно преодолеть мышечную память и старые привычки управления советскими самолетами. На то, чтобы адаптироваться к воздушным судам, у украинцев всего девять месяцев в то время, как пилоты других стран учатся несколько лет.
Напомним, Швеция также не отказывалась от возможности предоставить Украине собственные истребители JAS 39 Gripen. Их передача возможна, когда украинские военные введут в действие американские самолеты F-16.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.