История специальной операции по прорыву украинских пилотов к защитникам осаждённого города
Название «Азовсталь» прогремело на весь мир. Героизм украинских военных, которые более двух месяцев держали оборону, стал легендой. Но немногие знают, что в Мариуполь на помощь украинским защитникам отправлялись вертолёты, экипажи которых героически преодолевали атаки вражеской авиации и плотную российскую противовоздушную оборону. Они доставляли бойцам осаждённого завода «Азовсталь» крайне необходимые оружие, боеприпасы, лекарства, еду и военных на помощь полку «Азов».
Информатор рассказывает о деталях секретной ранее операции со ссылкой на Сухопутные войска Вооружённых сил Украины.
Всей операцией управляло Главное управление разведки Минобороны, она была секретной. В интервью глава украинской разведки Кирилл Буданов сообщал, что в Мариуполь на помощь украинским военным отправились 16 вертолётов.
«Времени на само понимание и выяснение всех нюансов было мало для экипажа. Это и плюс потому, что разведка давала за маленький промежуток времени много информации и разведданных, в которой нуждался экипаж», — заявил военный.
По его словам, каждый полёт был индивидуальным. У некоторых была неделя, у кого-то сутки или считанные часы на подготовку.
«Необходимо было доставить груз в глубину противника на территорию более 100 километров. Все расстояние сопровождалось очень плотной противовоздушной обороной врага. Согласно тактике и всем математическим расчетам — это было не то что сложно, невозможно выполнить. Однако практика показала, что нам удалось всё выполнить», — рассказывает пилот.
Только в зоне посадки было три разных зенитно-ракетных комплекса, которые перекрывали зону. Также были технические нюансы о которых нельзя говорить.
«Вообще мы пытаемся обойти зону поражения ПВО, однако были другие задания в которых невозможно было это сделать, как например доставка груза и эвакуация раненых из Мариуполя. И главное для нас — это знать все естесственные и исскуственные препятствия, чтобы они нам помогали, а не наоборот мешали», — делится военный.
Один из пилотов, который принимал участие в операции, поделился деталями. По его словам, все участники понимали, какой это риск, и что 90 % не вернутся.
«Командующий, когда первый раз ставил эту задачу, сказал: «Во сколько жизней гражданских, сколько жизней других людей, вы оцениваете свою жизнь и экипажа? Сколько людей должны погибнуть, чтобы вы поняли, что ваша жизнь этого стоит?» И мы действительно понимали, что там происходит», — сказал военый.
Люди были без лекарств, а бойцы — без боеприпасов. Им нужно было предоставить хоть какую-то помощь.
«Именно поэтому все шли на этот риск. Понимая, для чего и ради кого они это делают. Самое большое волнение было, когда ты идешь к вертолёту перед запуском. В тот момент, когда мы уже оказались в Мариуполе, была высадка людей и выгрузка груза — было ощущение эйфории. На обратном пути, через три минуты после взлёта в мой вертолёт, где было 20 раненых, попала ракета ПЗРК, и двигатель заглох», — вспоминает военный.
Второй вертолёт, который был сзади упал, и весь экипаж погиб. У каждого пилота по всем документам прописано, что он лично принимает решение о взлёте и посадке.
«Есть масса нюансов, где он может принять решение, это могут быть и сложные погодные условия. Однако даже несмотря на это, мы все выполняли и было десять причин почему мы могли отказаться», – добавил пилот.
Напомним, эвакуацию украинских военнослужащих из «Азовстали» начали 16 мая. Часть из них сейчас находятся в следственном изоляторе в оккупированной Еленовке, тяжело раненые — в больнице в Новоазовске (также оккупирован). Их допрашивают.
Детально о том, почему эвакуация бойцов с территории завода — один из лучших вариантов развития событий, мы рассказали тут. Украинцев призывают воздержаться от комментариев и оценок по эвакуации.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите в нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.