Рассказываем, что с тех пор удалось сделать Кабинету министров Украины, Министерству инфраструктуры Украины и бюджетному Комитету Верховной Рады.
В то время как украинская экономика в стагнации, а часть морских портов заблокирована из-за войны, Румыния заявляет о готовности оказывать Украине посильную помощь. Почти месяц назад Киев посетили руководители Италии, Франции, Германии и Румынии. В официальном заявлении все четверо сказали, что обсуждали с президентом Украины Владимиром Зеленским варианты решения проблемы заблокированных украинских морских портов.
Что с тех пор удалось сделать Кабинету министров Украины, Министерству инфраструктуры Украины и бюджетному Комитету Верховной Рады, учитывая, что полномасштабная война в нашем государстве продолжается уже пятый месяц, разбирался Информатор.
Поскольку морские порты Украины заблокированы или захвачены русскими войсками, соседний румынский черноморский порт Констанца стал основным каналом для экспорта зерна с охваченной войной Украины. Именно в Констанце пытаются решить вопрос растущего мирового продовольственного кризиса.
А что в это время происходит с действующими украинскими портами? Важным для Украины является канал Сулина, который сегодня обеспечивает экспорт нашей страны, поскольку именно на Сулине расположены три действующих в настоящее время украинские морские порты Рени, Измаил и Усть-Дунайск. Этот канал контролируется Румынией. Однако, несмотря на военное положение и растущую стагнацию экономики, создается впечатление, будто Украине не нужны доходы от грузовых морских перевозок. Иначе, как еще можно объяснить, что десятки кораблей ждут по 20 суток, прежде чем попасть в вышеупомянутые порты — Рени, Измаил и Усть-Дунайск.
Эксперты отмечают, что каждый день простоя такого корабля удорожает груз в среднем на 3-5 тысяч долларов, а чаще и больше.
«Задержка судна – это препятствие, которое фактически, если посчитать все расходы, может приводить к потере 50 тысяч долларов в зависимости от того, где вы находитесь», – объясняет руководитель направления коллективных действий Maritime Anti-Corruption Network (MACN) Мартин Бендерсон.
Один из владельцев груза на корабле, с которым нам удалось пообщаться на условиях анонимности, рассказал, что он теряет около 20 тысяч долларов в день простоя. Если таких судов в очереди стоит 200 – это уже 4 миллиона долларов потерь ежедневно, около 120 млн долларов в месяц. Все эти потери ложатся либо на конечного потребителя продукции, либо на держателя груза, что приводит к значительному удорожанию товаров для украинцев.
И в то время, когда США договариваются о запуске целых заводов на территории других государств, которые могли бы работать на военное обеспечение Украины, сама Украина в лице Министерства инфраструктуры, возглавляемого Александром Кубраковым, 2 месяца решает внутрилогистические вопросы.
«Министерство инфраструктуры Украины совместно с Администрацией морских портов Украины после двух месяцев планирования судомероприятий через Сулину решили перейти к практике не суточного планирования, а недельного! Этот недельный план будет направляться Администрации нижнего Дуная в конце предыдущей недели и будет публиковаться на официальном сайте АМПУ. Таким образом, планирование станет более прозрачным и предсказуемым», – победно сообщается на сайте АМПУ.
То есть стране в состоянии войны понадобилось более 60 дней для того, чтобы изменить график планирования и сделать его более предсказуемым. А что тогда говорить о международных договорах, модификации которых должна ускорять именно украинская сторона в лице того же Кубракова и главы Правительства Дениса Шмыгаля! И в то время, когда профильное министерство кичится выполненной «титанической» работой за 2 месяца, Румыния пропускает через Сулину около 6 кораблей в день.
Это количество могло бы быть в разы больше, если бы украинские и румынские чиновники пришли к согласию относительно пропускных возможностей Сулинского канала. Например, сейчас канал работает только в светлое время суток. Ещё в конце мая Украина предложила Румынии увеличить период разрешённого движения судов на два часа, а также разрешить проход судов в ночное время на случай пробки и увеличить максимально допустимую скорость.
Также было предложено привлечь к погранично-таможенному досмотру в порту Сулина дополнительные причалы для осмотра одновременно не менее шести судов. В то же время, Украина предложила перебазировать лоцманов из закрытых украинских портов вместе с катерами в Румынию.
Но с мая по июль ситуация существенно не изменилась. Каналом продолжают ежедневно проходить 5-6 судов, тогда как десятки кораблей вынуждены на днях, а то и неделями ждать своей очереди. Для профильных министров и премьера страны в состоянии войны наладить логистику там, где это возможно, — первоочередная задача. Ведь от этого зависит, выдержит ли экономика Украины, будет ли страна обеспечена необходимыми товарами, например топливом, и многое другое.
По словам главы морских портов Украины Дмитрия Баринова, сейчас Рени, Измаил и Усть-Дунайск работают фактически на грани возможностей, и увеличить их грузооборот можно только путем средне- и долгосрочных решений, в частности строительства новых перегрузочных комплексов. А на это уйдут годы. Интересно, что Баринов признает, что проблема украинских портов на самом деле возникла не с началом полномасштабной войны россии против Украины. Она была и до 24 февраля. По его словам, всего в Украине 18 портов, 5 из них были временно оккупированы ещё в 2014 году, еще 4 — после 24 февраля, а ещё 6 украинских портов оказались хоть и не оккупированными, но заблокированными с моря.
В целом, о развитии речного и морского транспорта в Украине думают еще с момента подписания нашим государством Соглашения об Ассоциации с Европейским союзом. И только в 2020 году Верховная рада приняла во втором чтении закон «О внутреннем водном транспорте», регулирующий речную логистику в Украине. Кстати, с 1 января 2022-го закон как раз вступил в силу.
Законом предполагалось увеличение грузопотока до 30 млн тонн в год с экономическим эффектом для государства в 13-16 млрд грн ежегодно. Также предполагалось улучшение конкуренции на рынке, увеличение инвестиций и создание новых рабочих мест. И вот два года спустя, в швейцарском Лугано министр Кубраков, вместе с главой Нацсовета восстановления Украины, премьером Денисом Шмыгалем и секретарем Нацсовета восстановления страны, главой бюджетного Комитета Верховной Рады Данилом Гетманцевым снова говорят о развитии морских портов и речного грузопотока в будущем времени.
«Министерство инфраструктуры Украины планирует увеличить пропускную способность украинских портов на Дунае в 1,7 раза, до 25 млн. тонн в год и модернизировать порты Измаил, Рени и Усть-Дунайск, построить новые терминалы и хабы, привлечь частные инвестиции для строительства терминалов», – рассказывает Александр Кубраков.
На все то, что власти обещали сделать еще 2 года назад Кубраков просит 200 млн долларов, о дедлайнах выполнения этой задачи вообще речь не идёт.
На первый взгляд, может показаться, что увеличение пропускной способности портов – это тектонический сдвиг, но такие страны как Китай уже давно определили для себя приоритетным именно морской транспорт. Согласно исследованиям американской ассоциации портовых властей, в количестве грузовых перевозок Шанхай (Shanghai) нет равных. Более того, в десятке лидеров семь – это именно китайские порты, по которым чаще всего происходит доставка товаров.
А загруженность трех действующих украинских портов можно увидеть ниже. К примеру, 5 июля порт Рени принял лишь один корабль.
Как оправдывались народные депутаты 2 года назад, необходимую законодательную инициативу не могли утвердить парламентарии нескольких созывов из-за разногласий между разными игроками на рынке перевозок.
С учетом того, что почти 90% всех товаров, которые можно увидеть на полках магазинов, перевозятся по морю, становится понятным — морской транспорт очень прибыльное дело, а это означает и коррупционные риски.
«Сейчас в нашей базе данных 27 тыс. разных записей ситуаций коррупции по всему миру в портах. Ситуация глобальная. Конечно, есть страны, занимающие лидирующие позиции, но, в принципе, база данных глобальная и охватывает весь мир», — говорил Мартин Бендерсон еще в 2019 году.
Также эксперты отмечают весьма неприятный факт: Украина входит в тройку наиболее коррумпированных стран в сегменте морских перевозок.
Изменилась ли ситуация во время войны – вопросы без ответа, но уполномоченные лица – Денис Шмигаль, Александр Кубраков и Денис Гетманцев – имели достаточно времени, чтобы хотя бы попытаться решить логистические проблемы локального и международного уровня. В конце концов, именно от них зависит, какой будет послевоенная экономика Украины. И, к сожалению, это не первый досадный случай, когда бюджет Украины недополучает миллионы гривен. Такая же ситуация наблюдается и на дорогах. Информатор писал, как и по чьей вине украинская экономика теряет миллионы из-за очередей на границах. А ответственные лица в обоих случаях те же, однако пока премьер-министр, министр инфраструктуры и глава бюджетного Комитета Верховной Рады ведут себя так, будто в нашем государстве не идет война, а бюджет за полгода перевыполнен на год вперед. Что это – просто бездействие власти или спланированная диверсия – вопрос без ответа.