Бизнес просит убрать лишнюю бумажную бюрократию и более четко выписать правила военного учета и бронирования
Украинский совет бизнеса назвал самые критические проблемы в сфере бронирование военнообязанных. Список советов, требующих срочного воплощения, опубликован на сайте УРБ 2 сентября.
Учитывая тот факт, что сегодня реестр военнообязанных «Оберег» получает информацию по военнообязанным из всех ключевых реестров государства, ведение военного учета на предприятии является фактически дублированием этого процесса. Соответственно, обязанность ведения военного учета и сверки списков с территориальными центрами комплектования и социальной поддержки создает большую бюрократическую и административную нагрузку как на бизнес, так и на государство, а также является дополнительным коррупционным фактором в результате возможных ошибок и наложения штрафных санкций на руководство и предприятие.
Порядок е-Бронирования предусматривает, что формирование сообщения автоматически прекращается или его представление блокируется средствами портала «Дія», если указанные в сообщении сведения: не подтверждаются сведениями Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц – предпринимателей и общественных формирований; предоставлены не в полном объеме; не согласовываются между собой. Поэтому следует дополнить указанный пункт условием, по которому с момента внесения уполномоченным лицом Минэкономики или государственного органа средствами портала. формирование автоматически продолжается.
Проблема заключается в том, что на практике на портале «Дія» бронирования происходит на срок не более даты истечения срока действия распоряжения о признании предприятия критическим. То есть если работник принят на работу за 1 месяц до окончания срока действия статуса критического предприятия, «Дія» предоставляет возможность забронировать работника только на 1 месяц, что не соответствует закону. То есть реально на 12 месяцев можно забронировать работников только в день получения статуса «критически важного предприятия». Поэтому следует наладить работу портала «Дія» таким образом, чтобы бронирование военнообязанных происходило в соответствии с законодательством, без автоматического аннулирования бронирования.
В соответствии с пунктом 63 Порядка проведения призыва граждан на военную службу во время мобилизации, на особый период (утв. постановлением КМУ № 560), военнообязанные, обратившиеся в ТЦК с заявлением о предоставлении отсрочки, до принятия решения соответствующей комиссией не направляются для прохождения медицинского осмотра для определения пригодности военной службы. Однако учитывая, что согласно этому же Порядку, лица, подлежащие бронированию, не пишут заявления в соответствующую комиссию о предоставлении отсрочки, и действие на них указанного положения не распространяется.
Поэтому пункт 63 Порядка следует дополнить положением, согласно которому военнообязанные, проходящие процедуру бронирования, до окончания такой процедуры не направляются для прохождения медицинского осмотра для определения пригодности к военной службе.
Согласно пункту 2 Порядка бронирования военнообязанных (утв. постановлением КМУ от 27.01.2023 № 76, далее – «Порядок бронирования»), срок бронирования военнообязанных, работающих на предприятиях, в учреждениях и организациях, критически важных для функционирование экономики и обеспечение жизнедеятельности населения в особый период не может превышать 12 месяцев. При этом указанный порядок бронирования не регламентирует процедуру продления срока бронирования. Такая ситуация приводит к двусмысленной трактовке положений Порядка бронирования и сложных бюрократических процедур, в результате чего предприятия испытывают контрпродуктивные затраты времени. Считаем необходимым дополнить Порядок бронирования военнообязанных механизмом автоматического продления бронирования работников предприятий, учреждений и организаций, которые критически важны для функционирования экономики и обеспечения жизнедеятельности населения в особый период, в случае подачи предприятием соответствующей заявки за месяц до истечения статуса критически важного предприятия.
Эта проблема крайне актуальна, необходимо внести соответствующие изменения в НПА.
В новой редакции Порядка бронирования отсутствует действовавшая ранее норма о возможности бронирования 100 % руководителей предприятий и их заместителей и членов органов управления (членов надзорного и исполнительного органа), независимо от того, получило ли предприятие статус критически важного. Считаем необходимым вернуть это положение в порядок бронирования. Необходимо также предусмотреть возможность бронирования военнообязанных, работающих на должностях, обязательных на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с требованиями законодательства, но такие предприятия не имеют статуса критических. Например, в акционерных обществах – это должностные лица органов управления и контроля – члены наблюдательных советов (в соответствии с Законом Украины «Об акционерных обществах»). На предприятиях, осуществляющих свою деятельность в соответствии с лицензионными условиями или условиями авторизации – ответственные или ключевые лица – аудитор и главный бухгалтер и т.п., отсутствие которых в штате предприятия влечет за собой санкции со стороны государственных органов к аннулированию лицензии и квалифицируется как рисковая деятельность.
Из Порядка бронирования была изъята норма, которая предусматривала возможность предоставления обоснования по увеличению количества забронированных работников. Считаем необходимым вернуть такую возможность и прописать процедуру, чтобы исключить неодинаковые трактовки или практику применения.
Порядок бронирования не предусматривает отправки предприятиям решения о бронировании. В Порядке бронирования не указано о процедуре получения решения Министерства экономики о бронировании военнообязанных субъектами, представляющими соответствующие списки. Поэтому пункт 12 Порядка бронирования следует дополнить положением о том, что в целях оформления военнообязанных отсрочки Минэкономики направляет решение о бронировании военнообязанных предприятиям, учреждениям и организациям, которыми представлены списки.
ТЦК и СП в некоторых случаях игнорируют запросы компаний и не вносят данные в «Оберег». Отсутствует какая-либо ответственность по невыполнению сроков зачисления военнообязанного на специальный военный учет со стороны ТЦК и СП. Часто они игнорируют запросы компаний и не вносят соответствующую информацию в Единый электронный реестр призывников, военнообязанных и резервистов «Оберег», тем самым делая невозможным процедуру бронирования. Поэтому Министерству обороны следует обеспечить внесение такой информации и ввести надлежащий контроль за внесением сведений о зачислении на специальный военный учет и предоставление отсрочки забронированным военнообязанным, а также определить процедуру уведомления предприятиями о таком бездействии ТЦК и СП для оперативного исправления ситуации и внесения необходимой информации в реестра.
Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации возлагает обязанность оформления отсрочки забронированным военнообязанным работодателем именно в ТЦК и СП, на территории ответственности которого они размещаются. Порядок бронирования возлагает обязанность по зачислению военнообязанных на специальный военный учет уже на ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на военном учете. Таким образом, после оформления работодателем отсрочки забронированному работнику в ТЦК и СП, на территории ответственности которого они размещаются, возникает необходимость повторно обращаться к ТЦК и СП, в котором военнообязанный состоит на военном учете. Предлагаем урегулировать этот вопрос так, чтобы предпринимателям и их сотрудникам не нужно было обращаться по тем же военнообязанным в различные ТЦК и СП, где из них требуют проставления отметок о постановке на специальный учет на подъемниках о бронировании. Это существенно снизит затраты времени как для предприятий, так и для сотрудников ТЦК и СП и сделает процесс более эффективным для всех его участников.
Отметка об отсутствии лица по адресу места жительства лица, уведомленного этим лицом ТЦК и СП при уточнении своих учетных данных или отметка об отсутствии лица по адресу задекларированного/зарегистрированного места жительства в установленном законом порядке, если это лицо не уведомило ТЦК и СП другого адреса места проживание согласно постановлению № 560, не является подтверждением оповещения резервиста или военнообязанного о вызове в районный (городской) ТЦК.
Эта норма требует исключения из постановления, поскольку она не касается выполнения гражданами обязанности по мобилизационной подготовке и мобилизации, предусмотренной статьей 22 Закона Украины «О мобилизации и мобилизационной подготовке». Указанная норма также позволяет привлечь военнообязанного к ответственности по статье 210-1 КУоАП, поэтому одновременно с открытием исполнительного производства лицо оказывается в Едином реестре должников. В дальнейшем из-за того, что лицу неизвестно о таком уведомлении в рамках исполнительного производства могут быть заблокированы банковские счета и обращено взыскание на имущество, что создает основу для массового закрытия людьми счетов и выхода бизнеса и заработных плат в тень. Такая норма приведет к большому количеству судебных тяжб и оспариванию соответствующих решений, что будет перегружать судебную систему и способствовать большим потерям государственного бюджета на такие судебные процессы.
Унормировать, что уточнение персональных данных военнообязанных и резервистов и внесение соответствующих изменений в военно-учетные документы может осуществляться независимо от места их на военном учете. Однако медицинское освидетельствование военнообязанных и резервистов для определения пригодности к военной службе и оформления призыва на военную службу во время мобилизации, на особый период должен осуществляться ТЦК и СП, в которых они состоят на военном учете.
В случае призыва резервистов и военнообязанных на военную службу во время мобилизации, на особый период не по месту их пребывания на военном учете такие лица перед призывом на военную службу берутся на военный учет в районном (городском) ТЦК и СП, осуществляющий их призыв. Сведения о взятии таких лиц на военный учет вносятся в Единый государственный реестр призывников, военнообязанных и резервистов «Оберег» перед их направлением на ВЛК для прохождения медицинского осмотра (постановление КМУ от 16 мая 2024 г. № 560).
Такие нормы приводят к ситуациям, когда военнообязанный может быть призван на военную службу во время мобилизации в любой ТЦК и СП, а соответственно это влияет на уменьшение передвижения гражданами Украины в пределах территории Украины и негативно влияет на экономические процессы и экономику в целом. В масштабах всей страны это миллиардные потери для бюджетов всех уровней в условиях острой необходимости обеспечения ВСУ.
Сверка персональных данных, данных военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого электронного реестра призывников, военнообязанных и резервистов «Оберег» может привести к административному задержанию. Согласно Постановлению КМУ от 16 мая 2024 № 560, в ходе проверки документов граждан в частности сверяются их персональные данные, данные военно-учетного документа с военно-учетными данными Единого электронного реестра призывников, военнообязанных и резервистов «Оберег». В случае выявления разногласий военно-учетного документа с военно-учетными данными реестра «Оберег» старший группы оповещения предлагает резервисту или военнообязанному (кроме резервистов и военнообязанных СБУ и разведывательным органам) проследовать в районный (городской) ТЦК и СП для уточнения своих персональных данных С указанной целью гражданину оформляется и вручается повестка.
В случае отказа военнообязанного от получения повестки составляется акт отказа, который подается руководителю районного (городского) ТЦК и СП для принятия мер по привлечению правонарушителя к административной ответственности. В случае отказа преследовать в ТЦК и СП полицейский, входящий в состав группы оповещения, производит административное задержание и доставку гражданина в такой центр на основании статей 261 и 262 КУоАП.
В то же время если военнообязанный граждане Украины исполнил обязанность по уточнению в течение 60 дней со дня вступления в силу указа президента Украины об объявлении мобилизации, своих персональных данных через центр предоставления административных услуг или через электронный кабинет или в ТЦК и СП, то в случае выявления разногласий военно -учетного документа с военно-учетными данными в Едином государственном реестре призывников, военнообязанных, резервистов «Оберег», к такому гражданину следует применять другой метод исправления несоответствий без задержания и/или преследования в ТЦК и СП.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.