Автор Тризуба для Родины-Матери: Не люблю, чтобы вместо одного памятника ставили другой

Монументалист Алексей Пергаменщик два месяца работал над созданием Тризуба

Родина-Мать и скульптор
Интервью с автором тризуба для монумента Родина-Мать

Монументалист Алексей Пергаменщик два месяца работал над созданием Тризуба, заменившего советский герб на щите монумента Родина-Мать. Вокруг ребрендинга этого памятника идут бурные дискуссии, в частности, предлагается переименовать ее в Украину-Мать или вообще снести этот монумент.

Алексей Пергаменщик в интервью «Информатору» рассказал, на чьи средства создавался Тризуб, какой символизм заложен в Родину-Мать и почему скульптор против сноса монумента. А также получил ли скульптор гонорар за Тризуб и кто из экс-президентов Украины присоединился к работе над проектом.

— Кто пригласил вас в проект и как началась ваша работа над Тризубом?

- Пригласили меня в проект представители Минкульта вместе с дирекцией музея. Меня выбрали, потому что в Украине не так уж много действующих монументалистов, во время войны занимающихся искусством. Многие еще со времен ковида покинули эту работу.

– Почему бросили?

– Это очень специфическая ниша. Скульпторы преимущественно делают небольшие вещи, а монументалисты, как правило, имеют государственное финансирование, а оно во время ковида сократилось. Сейчас я, кроме Тризуба, делаю памятник Бандере, который будет установлен в центре Киева.

— Вместо памятника Щорсу в Шевченковском районе?

- Нет, в другом месте, на Печерске. Я не люблю, чтобы вместо одного памятника ставили другой. У нас много мест, где можно установить памятник Бандере. Это можно сделать только за меценатские средства, ничего не нужно брать из бюджета. Какие мы бандеровцы, если у нас нет памятника Бандере.

— Как вы создавали тизуб для Родины-Матери и сколько ушло времени на это?

- Полтора месяца. Работа была сложной. Работал 25 часов в сутки, 8 дней в неделю. Ночевал в библиотеке Вернадского. С 18 мая не видел ни семью, ни детей.

Почему именно в библиотеке?

— Потому что там много литературы, которую нужно было посмотреть. Законодательная литература, литература о тризубах, историческая справка. Очень интересная проблематика с тризубах. Тризуб – многогранный символ. Он идет от князя Владимира, сам тризуб – это образ падающего сокола. Зародился еще со времен Великой Скифии, то есть вообще во времена греческого философа Геродота, 5 века до н.э. Создавали скульптуру в советские времена два украинских скульптора Евгений Вучетич и Василий Бородай, оба из Днепра. Позировали три украинских женщины.

- Кто стал прототипом Родины-Матери?

— Для шеи и рук позировала художница Нина Данилейко. Она не похожа лицом, но у нее телосложение подходящее, она высокая женщина с небольшой головой. Пропорции у Родины-Матери такие же, как у Венеры Милосской, пропорции головы и прическа также как у Венеры. Поэтому, когда говорят, что монумент Родина-Мать – это советщина, я совершенно не согласен. Единственное, что там советское – это звезды, которые я готов бесплатно залезть туда и срезать.

Так просто залезть и срезать?

– Я знаю, как это сделать. С альпинистами поднимусь. Ни ракет, ни высоты ни кто не боится. Поднимемся, срежем бесплатно, не нужно вкладывать никаких средств. За свои деньги все сделаем. Срежем, передадим в музей на хранение.

Согласовали ли вы с директором музея идею убрать звезды с меча?

— Очень трудно с ним что-то согласовывать. У него есть свое странное видение. К примеру, нежелание пускать меня на площадку во время авторского надзора. Я каждый день прихожу на работу и каждый день это происходит с боями.

Он даже не позволил, чтобы Епифаний освятил Тризуб перед тем, как он оторвется от земли и его поднимут на щит, чтобы придать этому изделию душу. Но это сделали невозможным, и я не понимаю, почему. Полагаю, что это историческая ошибка.

Директор музея против того, чтобы срезать звезды?

— Он за то, чтобы звезды срезать, но у него другое видение этого процесса – много обсуждений и согласований…

Я правильно понимаю, что финального решения – будут ли срезать звезды на мече – еще нет?

— Нет, я не понимаю, зачем какие-то публичные обсуждения, если таковые вообще будут. Понятно, что это советские звезды. Украинский деятель Антон Дробович говорил, что они похожи на звезды Европейского союза или Америки. Я уважаю его как историка, но эти привязки к образу звезды проигрывают советскому содержанию. Иметь враждебный символ того государства, которое хочет нас "освободить", на самой высокой точке в вечном Киеве — столице Украины — это просто чушь. Особенно сейчас, когда наши враги запускают по нашим гражданам ракеты с самолетов с такими же звездами.

Убирать эти метки зла нужно скорее, пока позволяет сезон, нет дождей. Сейчас я могу это сделать своими силами. И считаю, что не нужно тратить дополнительные средства, потому что общество и так возмущено. Замена тризуба именно сейчас, во время войны, очень важна.

— Что было самым сложным в демонтаже советского герба из щита?

— Ребята срезали советский герб, осторожно спустили вниз, и образовалась дыра, несовпадение, постепенно мы ее залатали.

Сколько ушло времени на всю работу?

— Полтора месяца на проект и около пяти недель на изготовление Тризуба.

Вы успеваете завершить проект ко Дню Независимости?

– Да. Успеваем день в день.

Сложно работать наверху у щита в такую ​​погоду?

— Возле тризуба очень тяжело. Я сегодня там работал, металл нагревается где-то до 80°, а около этого тризуба температура около 45°. По вторникам я хожу в баню, но сегодня не пойду, потому что свое уже отпотел (смеется). А когда у щита ветер, то все сдувает, человек должен запрыгнуть в люльку через метровый пробел, и это все качается, высота 93 метра.

Не было ли у вас колебаний уйти из проекта на этапе проблем с металлом?

– Нет, мы просто купили бельгийский металл. Финансами я не занимаюсь, но, насколько я слышал, спонсоры ушли «в минус» на 400 тысяч гривен при покупке этого металла.

Почему это произошло?

— Потому что нужно было успеть. А металл, который продавал Метинвест, не походил даже по цвету, также он был разной толщины и по экспертизе не проходил по весовым нагрузкам. У нас есть строгий допуск по весу. Он не должен превышать вес советского герба. Конструкция не рассчитана на большую нагрузку.

Кто проверял эти критерии?

– Институт стальных конструкций имени Шимановского. Это учреждение, которое по проекту считало аэродинамику, нагрузку и пришло к согласию, что вес тризуба такой же, как был у герба. Также важно, чтобы не было веса мало, потому что советский герб был маловат, и он был плохо виден.

— Расширяется дискуссия относительно того, следует ли менять название Родина-Мать на Украина-Мать. Если бы у вас была прерогатива, вы бы ее переименовали?

– Да, я считаю, что это очень целесообразная и хорошая идея. Украина-Мать звучит современно и красиво.

Как вы относитесь к идее снести Родину-Мать?

— Чтобы ее построить, нужно миллиард, а чтобы ее снести, нужно полмиллиарда. Думайте, целесообразно ли, или нет. Она входит в список трехсот лучших скульптур мира. Лично для меня она входит в список десяти лучших скульптур мира. Я кругосветное путешествие совершил, видел античное и современное. Родина-Мать – это в первую очередь инженерное сооружение, сделанное на уровне каких-то космических технологий.

Конечно, у нас демократическое общество, и каждый имеет право выражать свое мнение. Но я считаю, что прислушиваться нужно к людям, которые способны сами что-то создавать и имеют в этом опыт, а не только крутиться перед камерами и безапелляционно навешивать ярлыки. Так поступали коммунисты, когда взорвали 90% храмов Киева. А сейчас так называемые эксперты: один варит борщи, второй эколог, третий историк с дипломом советского образца сидят на диване и рассказывают, как надо делать. Давайте спросим лучше у градостроительных архитекторов, или хотя бы у художников-монументалистов. Решающая позиция должна быть общественной. Вот как с Трезубом: в опросе 85% граждан за Тризуб.

- То есть лично вы против того, чтобы сносить скульптуру?

– Конечно. Она совершенно спокойна, сдержанна, это женский образ. Она не вмешивается в архитектурный ансамбль Лавры.

Как вы относитесь к критике вашей работы?

— Есть некоторые художники, которые скульпторы только формально, по диплому, всегда хотели приобщиться к большим монументальным проектам, но, к сожалению, только на уровне не аргументированной критики или бессмысленного хейта. Я к таким привык. История таких не замечает. В частности были выпады, что Тризуб сделан из стали тоньше той, которая была на остальной поверхности скульптуры. Так может говорить только человек, не слышавший даже о том, что такое государственная экспертиза, строго регламентирующая марку, толщину и вид материала для выполнения скульптуры по проекту.

— Насколько актуально, по-вашему, во время войны выделять бюджетные средства на декоммунизацию?

- В этом проекте нет бюджетных средств. Здесь средства большого бизнеса.

— А кто спонсирует этот проект?

- 15 организаций, таких как "Новая Почта", "Первая Частная Броварня". Они пропиарились и сделали хорошее дело. Ни одной копейки из бюджета никто не брал.

Вы лично уже получили гонорар за свою работу?

— На сегодняшний день я не получил ни одной гривны за работу над Тризубом. Однако замечу, что деньги не главное – главная идея, художественная ценность и профессиональное воплощение проекта.

— Были ли у вас сомнения относительно предложения создавать тризуб и вообще приобщаться к проекту?

– Нет, абсолютно. Я давно думал, что это нужно было сделать. И был рад, когда ко мне обратились, потому что как ученик архитектора Василия Бородая (один из авторов монумента Родина – ред.), я смогу это сделать профессионально. И я не единолично принимал решение, у меня работала команда архитекторов. 3Д-дизайнеры, дизайнеры, сделавшие и вертолетный комплекс Парковый, и половину Печерска современного построили, у них есть вкус. Я консультировался с третьим президентом Украины Виктором Ющенко, у меня мастерская в Новых Безрадичах, расположенная в его музейном комплексе «Код Нации». Мы там постоянно с ним видимся.

Правильно ли мы поняли, что экс-президент помогал вам в создании Тризуба?

— Он на этапе создания присоединился и лепил этот макет, который ушел в Минкульт, затем в Кабмин, это все согласовали. Я выварил метр погонный тризуба, который вы сейчас видите, один в один. Подвесив его на щите, мы смотрели, какая там толщина, образцы подвешивали, потом обрезали от 30 до 15 см по толщине.. Сейчас для меня нет сюрприза, как оно выглядит. 20,5 см - это та глубина барельефа, которая есть сейчас, довольно удачная, с моста Патона все видно. А советский герб, кстати, очень плохо был виден.

Как вы считаете, символично ли, что Родина-Мать смотрит в сторону Московии?

— Да, я думаю, что это было специально сделано. Семидесятники все прекрасно понимали. Где враг и где он будет всегда. Только с одной стороны орда приходит. Они боятся тризуба, как черт креста. Они к нему никакого отношения не имеют. Ни исторически, ни этнически.

Что для вас лично означает Родина-мать? Может быть, вы видите в ней какие-то скрытые смыслы?

— Скульптор — это как музыкант или композитор, удачно подобравший зашедшую в умы людей мелодию. То же касается скульптуры: если скульптор удачно сделает композицию, то она "зайдет" в подсознание людей, будет воспитывать поколение. Месседж такой: Украина – мать, она нас бережет, охраняет. Она сильна, спокойна, смотрит в сторону врага без страха. Древнеримский хитон (туника, род рубашки), в который одета Мать – еще один аргумент в пользу того, что она не имеет ничего общего с советщиной.

Почему?

– Вучетич (советский скульптор) в Волгограде сделал скульптуру в стиле монументальный брутализм, а у нас – монументальная героика. То есть у нас она имеет античные черты, отсылает к истокам паневропейской цивилизации. Еще Геродот писал, что была Великая Скифия от сяна до Дона и к северу от Крыма до рукава Десны. Это границы Украины. В то время как на "северных болотах" он писал, что там жили андрофаги (в переводе с греческого "людоеды"). Они хорошо наследуют свои антигуманные традиции и сейчас.

Когда я сделал памятник Святославу (отец Владимира Крестителя) на Пейзажной аллее в Киеве, то изобразил на щите двузуб. Двузуб — это прототип тризуба. У Святослава был именно двузуб, а у Владимира и его сыновей были тризубы, потому что у двузуба три конца – языческое начало, а у тризуба – четыре, как у креста.

Целесообразно ли изменять символы на монументе во время войны?

- Все войны выигрывались за символы. Человечество сопровождают символы. Вспомните, римляне гибли за свой герб – орел. Казаки за клейноды отдавали жизнь, чтобы он не добрался врагу. Во времена столетней войны в Англии – противостояли корона с лилией. Во второй мировой войне – свастика и звезда. А сейчас мы противопоставляем тризуб советской символике. Надо было сделать это еще в 1992 году, когда мы поняли, что будет декоммунизация. Мы очень долго закрывали глаза на то, что у нас есть враг, с которым мы воюем уже 350 лет. Сейчас уже каждый знает подлинное лицо нашего бешеного соседа. И он всегда был таким: жестоким, беспринципным, подлым и коварным. Просто мы в это не верили и не хотели верить.

Почему?

— Где-то нам было неудобно в это верить, потому что тогда надо бы пойти на какие-то радикальные изменения, а сейчас война расставила все точки над "і". Если посмотреть в мире на многих выдающихся айтишников, ученых, спортсменов, то многие из них украинцы. Даже многие известные актеры и политики имеют украинские корни. У нас самые умные и изобретательные люди. У нас самое отважное и несгибаемое войско, ВСУ, которое буквально защищает мир демократии от тьмы авторитаризма и порабощения. Сейчас Тризуб сольется с Родиной-Матерью в одно целое и будет талисманом нашей неминуемой Победы.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.



Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube