Автор Тризуба для Родины-Матери: Не люблю, чтобы вместо одного памятника ставили другой
Монументалист Алексей Пергаменщик два месяца работал над созданием Тризуба
Монументалист Алексей Пергаменщик два месяца работал над созданием Тризуба
Монументалист Алексей Пергаменщик два месяца работал над созданием Тризуба, заменившего советский герб на щите монумента Родина-Мать. Вокруг ребрендинга этого памятника идут бурные дискуссии, в частности, предлагается переименовать ее в Украину-Мать или вообще снести этот монумент.
Алексей Пергаменщик в интервью «Информатору» рассказал, на чьи средства создавался Тризуб, какой символизм заложен в Родину-Мать и почему скульптор против сноса монумента. А также получил ли скульптор гонорар за Тризуб и кто из экс-президентов Украины присоединился к работе над проектом.
— Кто пригласил вас в проект и как началась ваша работа над Тризубом?
- Пригласили меня в проект представители Минкульта вместе с дирекцией музея. Меня выбрали, потому что в Украине не так уж много действующих монументалистов, во время войны занимающихся искусством. Многие еще со времен ковида покинули эту работу.
– Почему бросили?
– Это очень специфическая ниша. Скульпторы преимущественно делают небольшие вещи, а монументалисты, как правило, имеют государственное финансирование, а оно во время ковида сократилось. Сейчас я, кроме Тризуба, делаю памятник Бандере, который будет установлен в центре Киева.
— Вместо памятника Щорсу в Шевченковском районе?
- Нет, в другом месте, на Печерске. Я не люблю, чтобы вместо одного памятника ставили другой. У нас много мест, где можно установить памятник Бандере. Это можно сделать только за меценатские средства, ничего не нужно брать из бюджета. Какие мы бандеровцы, если у нас нет памятника Бандере.
— Как вы создавали тизуб для Родины-Матери и сколько ушло времени на это?
- Полтора месяца. Работа была сложной. Работал 25 часов в сутки, 8 дней в неделю. Ночевал в библиотеке Вернадского. С 18 мая не видел ни семью, ни детей.
—Почему именно в библиотеке?
— Потому что там много литературы, которую нужно было посмотреть. Законодательная литература, литература о тризубах, историческая справка. Очень интересная проблематика с тризубах. Тризуб – многогранный символ. Он идет от князя Владимира, сам тризуб – это образ падающего сокола. Зародился еще со времен Великой Скифии, то есть вообще во времена греческого философа Геродота, 5 века до н.э. Создавали скульптуру в советские времена два украинских скульптора Евгений Вучетич и Василий Бородай, оба из Днепра. Позировали три украинских женщины.
- Кто стал прототипом Родины-Матери?
— Для шеи и рук позировала художница Нина Данилейко. Она не похожа лицом, но у нее телосложение подходящее, она высокая женщина с небольшой головой. Пропорции у Родины-Матери такие же, как у Венеры Милосской, пропорции головы и прическа также как у Венеры. Поэтому, когда говорят, что монумент Родина-Мать – это советщина, я совершенно не согласен. Единственное, что там советское – это звезды, которые я готов бесплатно залезть туда и срезать.
—Так просто залезть и срезать?
– Я знаю, как это сделать. С альпинистами поднимусь. Ни ракет, ни высоты ни кто не боится. Поднимемся, срежем бесплатно, не нужно вкладывать никаких средств. За свои деньги все сделаем. Срежем, передадим в музей на хранение.
—Согласовали ли вы с директором музея идею убрать звезды с меча?
— Очень трудно с ним что-то согласовывать. У него есть свое странное видение. К примеру, нежелание пускать меня на площадку во время авторского надзора. Я каждый день прихожу на работу и каждый день это происходит с боями.
Он даже не позволил, чтобы Епифаний освятил Тризуб перед тем, как он оторвется от земли и его поднимут на щит, чтобы придать этому изделию душу. Но это сделали невозможным, и я не понимаю, почему. Полагаю, что это историческая ошибка.
—Директор музея против того, чтобы срезать звезды?
— Он за то, чтобы звезды срезать, но у него другое видение этого процесса – много обсуждений и согласований…
—Я правильно понимаю, что финального решения – будут ли срезать звезды на мече – еще нет?
— Нет, я не понимаю, зачем какие-то публичные обсуждения, если таковые вообще будут. Понятно, что это советские звезды. Украинский деятель Антон Дробович говорил, что они похожи на звезды Европейского союза или Америки. Я уважаю его как историка, но эти привязки к образу звезды проигрывают советскому содержанию. Иметь враждебный символ того государства, которое хочет нас "освободить", на самой высокой точке в вечном Киеве — столице Украины — это просто чушь. Особенно сейчас, когда наши враги запускают по нашим гражданам ракеты с самолетов с такими же звездами.
Убирать эти метки зла нужно скорее, пока позволяет сезон, нет дождей. Сейчас я могу это сделать своими силами. И считаю, что не нужно тратить дополнительные средства, потому что общество и так возмущено. Замена тризуба именно сейчас, во время войны, очень важна.
— Что было самым сложным в демонтаже советского герба из щита?
— Ребята срезали советский герб, осторожно спустили вниз, и образовалась дыра, несовпадение, постепенно мы ее залатали.
—Сколько ушло времени на всю работу?
— Полтора месяца на проект и около пяти недель на изготовление Тризуба.
—Вы успеваете завершить проект ко Дню Независимости?
– Да. Успеваем день в день.
—Сложно работать наверху у щита в такую погоду?
— Возле тризуба очень тяжело. Я сегодня там работал, металл нагревается где-то до 80°, а около этого тризуба температура около 45°. По вторникам я хожу в баню, но сегодня не пойду, потому что свое уже отпотел (смеется). А когда у щита ветер, то все сдувает, человек должен запрыгнуть в люльку через метровый пробел, и это все качается, высота 93 метра.
—Не было ли у вас колебаний уйти из проекта на этапе проблем с металлом?
– Нет, мы просто купили бельгийский металл. Финансами я не занимаюсь, но, насколько я слышал, спонсоры ушли «в минус» на 400 тысяч гривен при покупке этого металла.
—Почему это произошло?
— Потому что нужно было успеть. А металл, который продавал Метинвест, не походил даже по цвету, также он был разной толщины и по экспертизе не проходил по весовым нагрузкам. У нас есть строгий допуск по весу. Он не должен превышать вес советского герба. Конструкция не рассчитана на большую нагрузку.
—Кто проверял эти критерии?
– Институт стальных конструкций имени Шимановского. Это учреждение, которое по проекту считало аэродинамику, нагрузку и пришло к согласию, что вес тризуба такой же, как был у герба. Также важно, чтобы не было веса мало, потому что советский герб был маловат, и он был плохо виден.
— Расширяется дискуссия относительно того, следует ли менять название Родина-Мать на Украина-Мать. Если бы у вас была прерогатива, вы бы ее переименовали?
– Да, я считаю, что это очень целесообразная и хорошая идея. Украина-Мать звучит современно и красиво.
—Как вы относитесь к идее снести Родину-Мать?
— Чтобы ее построить, нужно миллиард, а чтобы ее снести, нужно полмиллиарда. Думайте, целесообразно ли, или нет. Она входит в список трехсот лучших скульптур мира. Лично для меня она входит в список десяти лучших скульптур мира. Я кругосветное путешествие совершил, видел античное и современное. Родина-Мать – это в первую очередь инженерное сооружение, сделанное на уровне каких-то космических технологий.
Конечно, у нас демократическое общество, и каждый имеет право выражать свое мнение. Но я считаю, что прислушиваться нужно к людям, которые способны сами что-то создавать и имеют в этом опыт, а не только крутиться перед камерами и безапелляционно навешивать ярлыки. Так поступали коммунисты, когда взорвали 90% храмов Киева. А сейчас так называемые эксперты: один варит борщи, второй эколог, третий историк с дипломом советского образца сидят на диване и рассказывают, как надо делать. Давайте спросим лучше у градостроительных архитекторов, или хотя бы у художников-монументалистов. Решающая позиция должна быть общественной. Вот как с Трезубом: в опросе 85% граждан за Тризуб.
- То есть лично вы против того, чтобы сносить скульптуру?
– Конечно. Она совершенно спокойна, сдержанна, это женский образ. Она не вмешивается в архитектурный ансамбль Лавры.
—Как вы относитесь к критике вашей работы?
— Есть некоторые художники, которые скульпторы только формально, по диплому, всегда хотели приобщиться к большим монументальным проектам, но, к сожалению, только на уровне не аргументированной критики или бессмысленного хейта. Я к таким привык. История таких не замечает. В частности были выпады, что Тризуб сделан из стали тоньше той, которая была на остальной поверхности скульптуры. Так может говорить только человек, не слышавший даже о том, что такое государственная экспертиза, строго регламентирующая марку, толщину и вид материала для выполнения скульптуры по проекту.
— Насколько актуально, по-вашему, во время войны выделять бюджетные средства на декоммунизацию?
- В этом проекте нет бюджетных средств. Здесь средства большого бизнеса.
— А кто спонсирует этот проект?
- 15 организаций, таких как "Новая Почта", "Первая Частная Броварня". Они пропиарились и сделали хорошее дело. Ни одной копейки из бюджета никто не брал.
—Вы лично уже получили гонорар за свою работу?
— На сегодняшний день я не получил ни одной гривны за работу над Тризубом. Однако замечу, что деньги не главное – главная идея, художественная ценность и профессиональное воплощение проекта.
— Были ли у вас сомнения относительно предложения создавать тризуб и вообще приобщаться к проекту?
– Нет, абсолютно. Я давно думал, что это нужно было сделать. И был рад, когда ко мне обратились, потому что как ученик архитектора Василия Бородая (один из авторов монумента Родина – ред.), я смогу это сделать профессионально. И я не единолично принимал решение, у меня работала команда архитекторов. 3Д-дизайнеры, дизайнеры, сделавшие и вертолетный комплекс Парковый, и половину Печерска современного построили, у них есть вкус. Я консультировался с третьим президентом Украины Виктором Ющенко, у меня мастерская в Новых Безрадичах, расположенная в его музейном комплексе «Код Нации». Мы там постоянно с ним видимся.
— Правильно ли мы поняли, что экс-президент помогал вам в создании Тризуба?
— Он на этапе создания присоединился и лепил этот макет, который ушел в Минкульт, затем в Кабмин, это все согласовали. Я выварил метр погонный тризуба, который вы сейчас видите, один в один. Подвесив его на щите, мы смотрели, какая там толщина, образцы подвешивали, потом обрезали от 30 до 15 см по толщине.. Сейчас для меня нет сюрприза, как оно выглядит. 20,5 см - это та глубина барельефа, которая есть сейчас, довольно удачная, с моста Патона все видно. А советский герб, кстати, очень плохо был виден.
—Как вы считаете, символично ли, что Родина-Мать смотрит в сторону Московии?
— Да, я думаю, что это было специально сделано. Семидесятники все прекрасно понимали. Где враг и где он будет всегда. Только с одной стороны орда приходит. Они боятся тризуба, как черт креста. Они к нему никакого отношения не имеют. Ни исторически, ни этнически.
—Что для вас лично означает Родина-мать? Может быть, вы видите в ней какие-то скрытые смыслы?
— Скульптор — это как музыкант или композитор, удачно подобравший зашедшую в умы людей мелодию. То же касается скульптуры: если скульптор удачно сделает композицию, то она "зайдет" в подсознание людей, будет воспитывать поколение. Месседж такой: Украина – мать, она нас бережет, охраняет. Она сильна, спокойна, смотрит в сторону врага без страха. Древнеримский хитон (туника, род рубашки), в который одета Мать – еще один аргумент в пользу того, что она не имеет ничего общего с советщиной.
—Почему?
– Вучетич (советский скульптор) в Волгограде сделал скульптуру в стиле монументальный брутализм, а у нас – монументальная героика. То есть у нас она имеет античные черты, отсылает к истокам паневропейской цивилизации. Еще Геродот писал, что была Великая Скифия от сяна до Дона и к северу от Крыма до рукава Десны. Это границы Украины. В то время как на "северных болотах" он писал, что там жили андрофаги (в переводе с греческого "людоеды"). Они хорошо наследуют свои антигуманные традиции и сейчас.
Когда я сделал памятник Святославу (отец Владимира Крестителя) на Пейзажной аллее в Киеве, то изобразил на щите двузуб. Двузуб — это прототип тризуба. У Святослава был именно двузуб, а у Владимира и его сыновей были тризубы, потому что у двузуба три конца – языческое начало, а у тризуба – четыре, как у креста.
—Целесообразно ли изменять символы на монументе во время войны?
- Все войны выигрывались за символы. Человечество сопровождают символы. Вспомните, римляне гибли за свой герб – орел. Казаки за клейноды отдавали жизнь, чтобы он не добрался врагу. Во времена столетней войны в Англии – противостояли корона с лилией. Во второй мировой войне – свастика и звезда. А сейчас мы противопоставляем тризуб советской символике. Надо было сделать это еще в 1992 году, когда мы поняли, что будет декоммунизация. Мы очень долго закрывали глаза на то, что у нас есть враг, с которым мы воюем уже 350 лет. Сейчас уже каждый знает подлинное лицо нашего бешеного соседа. И он всегда был таким: жестоким, беспринципным, подлым и коварным. Просто мы в это не верили и не хотели верить.
—Почему?
— Где-то нам было неудобно в это верить, потому что тогда надо бы пойти на какие-то радикальные изменения, а сейчас война расставила все точки над "і". Если посмотреть в мире на многих выдающихся айтишников, ученых, спортсменов, то многие из них украинцы. Даже многие известные актеры и политики имеют украинские корни. У нас самые умные и изобретательные люди. У нас самое отважное и несгибаемое войско, ВСУ, которое буквально защищает мир демократии от тьмы авторитаризма и порабощения. Сейчас Тризуб сольется с Родиной-Матерью в одно целое и будет талисманом нашей неминуемой Победы.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно здесь.