В Украине легализуют рынок криптовалюты - адвокаты проанализировали законопроект №10225-д

Адвокаты обратили внимание на скрытый риск курсовых разниц

Криптоактиви
Адвокаты о легализации рынка криптовалют в Украине

Верховная Рада поддержала в первом чтении проект Закона о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об урегулировании оборота виртуальных активов в Украине (№10225-д от 24.04.2025 года). Он вносит изменения в Налоговый кодекс Украины, Закон Украины "О виртуальных активах", предлагая изложение его в новой редакции Закона Украины "О рынках виртуальных активов" и ряд других нормативных актов. Об этом Информатору рассказала Анна Даниэль, адвокатка, кандидатка юридических наук, управляющая адвокатским бюро «Анны Даниэль».

Основная его цель, как утверждают инициаторы, – создание правовой основы для регулирования оборота виртуальных активов в Украине, обеспечение их легального использования, налогообложение и защита прав участников рынка. Задания определены следующие:

  1. Определить правовой статус виртуальных активов и их классификацию.
  2. Установить четкие требования к поставщикам услуг, связанным с оборотом виртуальных активов, включая обязанность регистрации и представления отчетности.
  3. Ввести механизмы налогообложения операций с виртуальными активами, в частности, прибыли от их продажи.
  4. Обеспечить защиту прав потребителей и инвесторов через прозрачность и безопасность сделок.
  5. Создание условий для развития рынка виртуальных активов, привлечения инвестиций и инновационных технологий.
  6. Предотвратить использование виртуальных активов в незаконной деятельности путем усиления контроля.

По мнению авторов, принятие закона создаст условия для стабильного и безопасного развития рынка виртуальных активов, способствуя экономическому росту, обеспечивая защиту интересов граждан и общества.

"Инициатива важна и правильна. Проект гармонизирует украинское законодательство с международными стандартами, в частности, по борьбе с отмыванием средств и легализацией доходов, полученных преступным путем, в сфере виртуальных активов. Однако, это только половина пути, работа продолжается, ведь сейчас, 3 сентября 2025 года, законопроект принят только за основу, и, по процедуре, ожидаем второе чтение", - акцентировала Даниэль. 

По словам адвокатки, анализируя текст представленного законопроекта, в своем заключении Комитет ВРУ по вопросам антикоррупционной политики поддерживает необходимость законодательного урегулирования вопроса обращения виртуальных активов. Вместе с тем, отметил, что в проекте Закона выявлен коррупционный риск в отдельном положении, который может быть устранен при подготовке законопроекта ко второму чтению.

Положения проекта Закона наделяют Регулятора рядом специальных полномочий, характерных для органов досудебного расследования (в частности, осмотр помещений, получения информации, документов, носителей данных и других материалов, сбор доказательств, опрос свидетелей), без надлежащего урегулирования порядка использования этих полномочий и обеспечения гарантий защиты прав и свобод лиц, в отношении которых осуществляется расследование. Так, согласно статье 114 проекта Закона, регулятор уполномочивается на проведение расследований на рынках виртуальных активов. Для этого его должностные лица наделяются рядом прав, в частности: заходить в помещения эмитента, оферента, лица, подающего заявку на допуск к торгам или поставщику услуг, связанных с оборотом виртуальных активов; получать доступ к помещениям физических и юридических лиц по решению административного суда; получать информацию, документы, носители данных и другие материалы, касающиеся расследования, из соответствующего постановления с обоснованием их связи с расследованием; собирать и прилагать к делу доказательства, найденные в ходе расследования, а также использовать доказательства, предоставленные другими лицами; проводить аудио-, фото- и видеофиксацию расследования, опрашивать свидетелей по постановлению Регулятора.

Таким образом, должностные лица Регулятора наделяются полномочиями, приближенными к отдельным следственным (розыскным) действиям, относящимся к исключительной компетенции органов досудебного расследования, определенных Уголовным процессуальным кодексом Украины. Это создает риск наделения органа, не отнесенного к перечню органов, уполномоченных осуществлять досудебное расследование (статья 216 Уголовного процессуального кодекса Украины), функциями досудебного расследования, в частности, в части осмотра помещений, сбора доказательств, проведения допросов. Фактическое осуществление следственных действий без четкого законодательного урегулирования порядка их проведения и в отсутствие предусмотренных законом гарантий защиты прав и свобод лиц создает потенциальные коррупционные риски. Главное научно-экспертное управление Аппарата ВРУ также высказало ряд замечаний.

"Законопроект 10225-д — это классическая дилемма между необходимостью легализации и рисками чрезмерного регулирования. С одной стороны, миллиарды гривен вращаются вне налоговой системы, а международные криптобиржи с украинскими корнями зарабатывают сотни миллионов долларов в год. С другой — попытки зарегулировать инновационную отрасль традиционными методами могут уничтожить именно то, что делает его успешным. Что касается положительных моментов: базовый принцип налогообложения — из прибыли, а не с дохода — безусловно, хорошее решение. Условно: когда вы купили биткоин за $30,000, а продали за $40,000, будете платить налог только с этих $10,000 прибыли — не со всей суммы продажи. Но это, очевидно, зачем на этом останавливаться? В этом состоит часть проблемы, поскольку мы даже это максимально логическое решение уже воспринимаем как позитив. Дело в том, что в криптосфере даже по этому поводу существовали опасения, и они, к сожалению, были оправданы, учитывая качество других законов, принятых парламентом ранее. При этом совокупная ставка остается высокой по сравнению с основными конкурентами Украины. К примеру, Сингапур, ОАЭ и Швейцария вообще не облагают налогом долгосрочные криптоинвестиции частных лиц. Германия освобождает от налогообложения активы, удерживаемые более года. А мы предлагаем совокупную ставку в 23% (18% НДФЛ + 5% военного сбора). Хотя она и применяется к прибыли, все же делает украинскую юрисдикцию менее привлекательной на фоне борющихся за крипто-капитал стран нулевыми или льготными ставками", - считает адвокат Яков Воронин.

Отдельно он обратил внимание на скрытый риск курсовых разниц. Поскольку учет ведется в гривнах, даже если вы продали условный криптодоллар за ту же стоимость, что и покупали, но курс гривны за это время упал — у вас возникнет налогооблагаемая прибыль. Это может оказаться неприятным сюрпризом для многих инвесторов.

"Самая интересная сейчас часть для обычного владельца виртуальных активов — это «крипто-амнистия» на 10%. Представьте: у вас есть биткоины, которые вы покупали несколько лет назад за наличные деньги или из-за сомнительных обменников. Документов нет, банк об этих операциях не знает. И вдруг государство говорит: покажите нам эти активы, заплатите 10% их текущей стоимости — и мы больше не спрашиваем, откуда они взялись. Главный вопрос здесь – доверие. Государству следует подумать о том, как гарантировать, что участие в амнистии не приведет к дальнейшим «вопросам» от органов контроля. Потому что с одной стороны это реальный шанс для тысяч украинцев выйти из тени. С другой стороны, фактически легализация любых средств за относительно небольшую плату. Даже если у этих денег есть «темно серое» происхождение. Очень важные детали – как это будет работать? Пока не очень понятно, как доказывать, что активы приобретены до вступления закона в силу. Скриншоты по биржам пятилетней давности? Квитанции из P2P-обменников? Я уже представляю, как ГНС будет создавать «методические рекомендации» по подтверждению происхождения активов. И здесь может начаться настоящая головная боль. Потому что одно дело – красивая идея в законе, другое – ее практическая реализация чиновниками. Если критерии будут слишком жесткими, «амнистия» превратится в имитацию", – подчеркнул Воронин.

Еще один болезненный нюанс – запрет для ФЛП на упрощенной системе работать с криптоактивами. Тысячи IT-фрилансеров и стартапов, которые сейчас легально работают как ФЛП, будут вынуждены либо прекратить деятельность, либо переходить на более дорогую общую систему. Это неприятный удар по одному из наших главных конкурентных преимуществ – низким барьерам входа для IT-предпринимательства.

"Обеспокоенность также вызывает не налоговая часть, а регуляторная бюрократизация. Требования к лицензированию всех поставщиков услуг, сложные процедуры комплаенса, жесткие отчетные обязательства - все это может привести к оттоку инновационных проектов в более гибкие юрисдикции. В этом контексте важно отметить, что значительная часть этих требований является следствием гармонизации украинского законодательства с европейским регламентом MiCA (Markets in Crypto-Assets). Это шаг к евроинтеграции, но он безизбежно увеличивает порог входа на рынок для маленьких компаний. Спор между НБУ и НКЦБФР, который мы наблюдали ранее, относительно того, кто станет регулятором — индикатор отсутствия четкого видения роли криптоактивов в экономике. НБУ как регулятор рискует применить традиционный банковский подход с акцентом на контроль и ограничение, что может затормозить инновации. Главное, не спешите с решениями до окончательного принятия закона. Украина стоит перед выбором: стать восточноевропейским хабом для цифровых активов и инноваций, или же очередной страной, где огромный потенциал был убит чрезмерным регулированием. Надеемся, что здравый смысл победит", - заявил Воронин.

Адвокат Игорь Ясько отметил, что документ вводит четкое разграничение прав собственности на криптоактивы, определяет механизмы эмиссии и контроль, что открывает легальное поле для операций с криптоактивами как физическим, так и юридическим лицам. Принцип налогообложения базируется не на всех операциях, а исключительно на "прибыле", что приближает это к подходам европейских юрисдикций.

Экономический и социальный контекст

Украина занимает ведущую позицию в мире по распространению криптовалюты: около 16% граждан имеют такие активы, а годовая прибыль от бирж составляет более $300 млн. Введение легализации дает шанс для вывода большого сегмента экономики из тени и усиливает надежность финансовой системы страны.

Риски и перспективы

Антикоррупционный комитет обратил внимание на возможные угрозы, связанные с предоставлением регулятору полномочий следственных действий, что может стать источником конфликтов и коррупционных рисков. В то же время авторы законопроекта декларируют готовность скорректировать эти положения до второго чтения, снизив риски для правовой системы.

"Законопроект является шагом к прозрачной криптоэкономике в Украине и открывает новую возможность для граждан, но финализация механизмов контроля и налогообложения оставляет пространство для дальнейших дискуссий", - добавил Ясько. 

Предыстория появления

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики на своем заседании 24 апреля 2025 года (протокол заседания № 195) рассмотрел проект Закона Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об урегулировании оборота виртуальных активов в Украине (регистр. №10225 от 07.11.2023 года), подан народным депутатом Украины Совой А.Г., и проект Закона Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты Украины об урегулировании оборота виртуальных активов в Украине (регистр. № 10225-1 от 17.11.2023 года), подан народным депутатом Украины Швачко А.А. Оба документа являются проектами законов Украины, которые вносят изменения в Налоговый кодекс Украины и другие законодательные акты, в частности, предлагают изложения в новой редакции Закона Украины "О виртуальных активах", с целью создания правовой базы для регулирования виртуальных активов. Они направлены на легализацию этой сферы, установление правил налогообложения и регулирование деятельности участников.

Несмотря на общие цели и некоторые общие черты, одинаковые положения и концепции, документы отличаются в детализации, подходах и акцентах относительно регулирования сферы виртуальных активов в Украине. Законопроект № 10225 предлагает всестороннее регулирование с акцентом на стабильность, защиту инвесторов и детализацию и регламентацию большинства аспектов деятельности в сфере виртуальных активов. При этом законопроект № 10225-1 предусматривает стимулирование развития рынка через льготы, упрощенное регулирование и инновационные инструменты, но менее детализирован в вопросах надзора и рыночных операций.

Существенные отличия между законопроектами также заключаются в механизмах государственного регулирования сферы виртуальных активов. В соответствии с законопроектом № 10225 полномочия по государственному регулированию распределены между Национальной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку (основной регулятор) и Национальным банком Украины (токены электронных денег). Законопроект № 10225-1 предлагает отвести основную роль Министерству цифровой трансформации Украины, которое будет вести реестры и совершать авторизации, а Национальный банк Украины будет регулировать только токены электронных денег. Законопроект № 10225 предлагает всестороннее регулирование с акцентом на стабильность, защиту инвесторов и детализацию и регламентацию большинства аспектов деятельности в сфере виртуальных активов. При этом законопроект № 10225-1 предусматривает стимулирование развития рынка через льготы, упрощенное регулирование и инновационные инструменты, но менее детализирован в вопросах надзора и рыночных операций. Комитетом на заседании был рассмотрен доработанный проект Закона Украины о внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины об урегулировании оборота виртуальных активов в Украине. Основная цель доработанного проекта - создание правовой основы для регулирования оборота виртуальных активов в Украине, обеспечение их легального использования, налогообложения и защиты прав участников рынка.

 Легализация рынка криптовалют в Украине

Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект №10225-д, предусматривающий легализацию рынка виртуальных активов в Украине и устанавливающий правила их налогообложения. Как сообщил народный депутат Алексей Жмеренецкий, законопроект учитывает регулирование Евросоюза MiCA и защищает интересы Украины на переходный период. По его словам, документ объединяет предварительные законодательные разработки и комплексно описывает как регулирование криптоактивов, так и их налогообложение.

«Законопроект вводит требования к лицензированию платформ, включая стандарты капитала, прозрачность и процедуру «знай своего клиента» (KYC). Также документ определяет процедуры отчетности для транзакций виртуальных активов и дает четкие классификации и определение типов виртуальных активов, таких как: криптоактивы, токены электронных денег (EMT) и токены, связанные с активами (ART)», – указывал народный депутат.

Он подчеркнул, что законопроект полностью соответствует стандартам MiCA – единственным в ЕС правилам для криптоактивов, направленных на защиту потребителей, финансовую стабильность и инновации. По словам Жмеренецкого, во второе чтение в законопроект будут внесены правки, наработанные комитетами совместно с Минцифрой. 

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать