Уже сейчас стоимость железнодорожных перевозок в Украине превышает уровень соседних стран ЕС
АО "Укрзализныця" планирует провести очередную индексацию грузовых железнодорожных тарифов - на 27% в 2025 году и еще на 11% с 1 января 2026 года. Суммарное повышение составит более 40%. Об этом сообщили в Федерации работодателей транспорта Украины (ФРТУ).
Федерация называет повышение тарифов стратегической ошибкой, что может привести к сокращению грузовой базы железной дороги и возникновению дефицита средств в УЗ, который в конце концов придется покрывать из бюджета.
" Погрузочный сегмент компании остается прибыльным — по итогам 2024 года его финансовый результат составил около 20 млрд грн. Основная же проблема "Укрзализныци" заключается не в уровне грузовых тарифов, а в хронических многомиллиардных убытках пассажирского сегмента, которые десятилетиями перекрывались доходами от грузовых перевозок", - говорится в сообщении.
Дальнейшее повышение тарифов, по мнению Федерации, может иметь негативные последствия для экономики Украины. Уже сейчас стоимость железнодорожных перевозок в Украине превышает уровень соседних стран ЕС. Вероятные последствия очередной индексации:
ФРТУ отмечает: продолжение нерациональной политики повышения тарифов в прибыльном грузовом сегменте с целью покрытия ущерба пассажирскому является стратегически ошибочным решением.
По мнению Федерации, такие действия могут привести к:
Федерация убеждена, что во время военного положения ущерб от пассажирских перевозок должен покрываться государством напрямую — за счет бюджетных средств, без дополнительного повышения тарифов на грузовые перевозки, которые и так остаются высокодоходными.
В сентябре Правительство подало в парламент проект закона о Государственном бюджете на 2026 год, и расходы на Укрзализныцу в нем остались практически на уровне 2025 года. Но этого мало – ведь компания страдает из-за российских обстрелов и имеет многомиллиардный ущерб от пассажирских перевозок. Чтобы обеспечить стабильность в компании, государственное финансирование должно быть увеличено, говорит первый заместитель председателя Комитета ВРУ по транспорту и инфраструктуре Юлия Сирко. В то же время она напомнила, что в 2025 году УЗ получила из резервного фонда почти 12,5 млрд на покрытие ущерба в пассажирке – и эту практику важно продолжить.
20 октября Кабмин на внеочередном заседании принял ряд решений, направленных на повышение эффективности защиты и восстановление критических объектов. Как сообщила премьер-министр Юлия Свириденко, новые механизмы позволят быстрее направлять средства и оперативно ликвидировать последствия повреждений. Среди прочего предусмотрено направление дополнительных средств из резервного фонда на защиту и восстановление критической инфраструктуры в прифронтовых областях и Укрзализныце. Денежные средства пойдут на укрепление энергетических, транспортных и жизненно важных систем — от генераторов и аккумуляторных станций до строительства инженерной защиты. Это позволит быстрее строить защитные сооружения, оперативно восстанавливать поврежденные объекты и обеспечивать бесперебойную работу энергетики.