Локомотивы под прицелом: как Россия пытается парализовать Укрзализныцю

Начало октября 2025 года отразилось массированными атаками российских войск на ключевые объекты украинской железнодорожной инфраструктуры, в частности на локомотивные депо и сами локомотивы.

Последствия российских обстрелов Фото: Укрзализныця
Последствия российских обстрелов Фото: Укрзализныця

Россия открыла новый фронт против украинской логистики – беспилотники все чаще бьют не по станциям или путям, а прицельно по локомотивам. Без тяги железная дорога остановится, и именно этого добивается враг. Фокус выяснил, почему удары по локомотивам стали новой тактикой РФ и что может спасти украинскую железную дорогу от паралича.

Россия усилила атаки беспилотниками на украинскую железнодорожную инфраструктуру, прицельно атакуя локомотивы. Грузовые вагоны не являются приоритетными целями, а железнодорожное полотно быстро восстанавливается. Поэтому, по словам украинского эксперта по радиотехнологиям Сергея "Флеша" Бескрестнова, враг сосредотачивается на уничтожении локомотивов, без которых железная дорога остановится.

"Надеюсь, на этой неделе я встречусь с руководством "Укрзализныци". Если бездействовать, нашу железную дорогу уничтожат ", - отметил он.

Эксперт продемонстрировал, как российское подразделение БПЛА "Рубикон" отслеживает локомотив, определяет место его стоянки и наносит удар. По его словам, этот локомотив должен быть в укрытии, а не оставаться под угрозой. "Флэш" подчеркнул, что без быстрой реакции на новые вызовы врага ситуация станет критической. Он призвал к немедленным мерам по защите железнодорожной инфраструктуры во избежание катастрофических последствий для транспортной системы Украины.

Удары по железнодорожной инфраструктуре: на что рассчитывает враг

По словам старшего аналитика Украинского центра безопасности и сотрудничества Антона Земляного, начало октября 2025 отразилось массированными атаками российских войск на ключевые объекты украинской железнодорожной инфраструктуры, в частности на локомотивные депо и сами локомотивы. Российские атаки на украинскую железную дорогу являются ответом на успешную украинскую кампанию, направленную на нарушение российской логистики из-за ударов по тяговым подстанциям на юге РФ. Эти действия значительно усложнили снабжение российских войск, что побудило РФ адаптировать тактику и сосредоточиться на ключевых элементах украинской транспортной системы.

Основными целями российских ударов, по словам Земляного, являются:

  • Нарушение логистики.  Железная дорога играет ключевую роль в транспортировке военной техники, боеприпасов и гуманитарной помощи. Например, удар по железнодорожному узлу в Самборе на Львовщине имел целью задержать поставки военной помощи из Польши, что является важным маршрутом для западной поддержки Украины.
  • Террор гражданского населения.  Атаки часто направлены на вокзалы и гражданские поезда, особенно в приграничных регионах, таких как Черниговщина, Сумщина и Полтавщина. Удары по гражданским объектам преследуют цель посеять панику, деморализовать население и усложнить эвакуацию из опасных зон.
  • Дестабилизация энергетической инфраструктуры.  По данным OSINT-исследователей, в сентябре 2025 года Россия атаковала, по меньшей мере, 36 объектов энергетической инфраструктуры, в том числе тяговые подстанции. Это затрудняет функционирование электрических локомотивов и чревато остановкой железнодорожного движения в отдельных регионах.

"Нужно отметить, что размер украинской территории облегчает логистику, ведь разветвленная сеть автомобильных дорог и меньшие расстояния — значительно уменьшают логистическое плечо. Поэтому перебои в работе железной дороги не так сильно будут влиять на ситуацию на фронте, как того бы возможно хотели россияне. Однако из-за российских преступных ударов больше всего страдать".

Как Украине противодействовать российским ударам по железнодорожной инфраструктуре

По мнению Земляного, эффективное противодействие российским атакам на железнодорожную инфраструктуру требует комплексного подхода, включающего технические, организационные и стратегические мероприятия.
Этот комплекс мероприятий должен включать:

Усиление защиты локомотивных депо и тягачей

  • Средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ).  Установление систем РЭБ на локомотивных депо и самих локомотивах может значительно усложнить точное наведение российских БПЛА. РЭБ способны препятствовать сигналам управления дронами, снижая эффективность атак.
  • Физическая защита.  Локомотивы, особенно дизельные, необходимо размещать в укрытиях или ангарах, оборудованных для защиты от дронов-камикадзе. Это требует инвестиций в строительство укрепленных сооружений, но критически важно для сохранения техники.
  • Рассредоточение.  Уменьшение концентрации локомотивов в одном месте может снизить возможность массовых поражений. К примеру, вместо хранения всех локомотивов в большом депо можно распределить их между несколькими меньшими объектами.

Улучшение противовоздушной обороны

  • Усиление ПВО в приграничных регионах.  Черниговщина, Сумщина и другие приграничные области нуждаются в дополнительных системах ПВО, в частности, мобильных групп, способных оперативно реагировать на БПЛА. Это может включать в себя использование зенитных пушек и систем типа "Гепард" для борьбы с дронами.
  • Раннее обнаружение.  Внедрение современных радарных систем и дронов-разведчиков для мониторинга воздушного пространства позволит быстрее выявлять вражеские БПЛА и координировать действия ПВО.

Организационные мероприятия

  • Ограничение движения в приграничных зонах.  В приграничных регионах можно временно уменьшить количество поездов или изменить их маршруты во избежание скопления техники в зонах высокого риска. Это может включать использование альтернативных путей военных и гражданских перевозок.
  • Диверсификация подвижного состава.  Увеличение количества дизельных локомотивов и их распределение по разным регионам поможет уменьшить зависимость от электрических тягачей, зависящих от энергетической инфраструктуры.

Атака на Укрзализныцю 10 октября

В результате ночной атаки российских дронов и ракет на энергетическую инфраструктуру в Киевской области зафиксированы перебои с электроснабжением, что повлияло на движение пригородных поездов. В Броварах обломки вражеского дрона повредили здание минимаркета – произошел пожар.

Об этом сообщили "Укрзализныця" и ГСЧС Украины.

Из-за отсутствия напряжения на участке Киев – Гребенка наблюдаются задержки до 30 минут в движении таких электричек:

  • №6802 "Киев-Волынский - Гребенка" (со станции Хмелевик),
  • №6803 "Гребинка - Киев" (со станции Лесничество),
  • №6831 "Березань – Киев-Волынский" (со станции Коржи).

Также известно о задержках в движении на востоке страны, в частности:

  • поезд №7401 "Синельниково-1 - Днепр" отправился с опозданием в 54 минуты;
  • поезд №6272 "Синельниково-1 - Лозовая" задерживается на 1 час.

В то же время, по информации ГСЧС, в Броварах обломки вражеского беспилотника упали на двухэтажное здание минимаркета, в результате чего вспыхнул пожар и частично разрушили сооружение. Спасатели оперативно ликвидировали возгорание.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир
Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать