Начисление долга добросовестным плательщикам коммунальных услуг в Украине - адвокатка назвала основные причины и что делать

По словам адвокатки, Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» регулирует отношения, возникающие в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг

Коммунальные услуги
Адвокатка об оплате коммунальных услуг в Украине

В Украине добросовестным плательщикам коммунальных услуг начисляют долги. Это происходит из-за технических сбоев, задержки учета платежей или ошибки в базах данных. Потребитель имеет право получить достоверный расчет и требовать перерасчета в случае подтвержденных ошибок. Окончательно вопрос решается в судебном порядке. Об этом Информатору рассказала Анна Даниэль, адвокатка, кандидатка юридических наук, управляющая адвокатским бюро «Анны Даниэль».

Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» регулирует отношения, возникающие в процессе предоставления и потребления жилищно-коммунальных услуг. Ст. 7 указанного Закона определены права и обязанности потребителей. Так, потребитель имеет право:

  • получать своевременно и надлежащее качество жилищно-коммунальные услуги согласно законодательству и условиям заключенных договоров;
  • на неоплату стоимости коммунальных услуг (кроме поставки тепловой энергии) в случае их неиспользования (при отсутствии приборов учета) за период временного отсутствия в жилом помещении (другом объекте недвижимого имущества) потребителя и других лиц более 30 календарных дней, при условии документального подтверждения в соответствии с условиями договоров о предоставлении коммунальных услуг;
  • на уменьшение в установленном законодательством порядке размера платы за жилищно-коммунальные услуги в случае их непредоставления, предоставления не в полном объеме или снижения их качества.

Предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществляется исключительно на договорных началах (ст. 12 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах"). Существенными условиями договора о предоставлении жилищно-коммунальной услуги являются:

  1. Список услуг;
  2. Требования к качеству услуг;
  3. Права и обязанности сторон;
  4. Ответственность сторон за нарушение договора;
  5. Цена услуги;
  6. Порядок оплаты услуги;
  7. Порядок и условия внесения изменений в договор, в том числе по цене услуги;
  8. Срок деяния контракта, порядок и условия продления его деяния и расторжения.

Статья 9 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах" определяет порядок оплаты жилищно-коммунальных услуг. Потребитель производит оплату за потребленные жилищно-коммунальные услуги ежемесячно, если иной порядок и сроки не определены соответствующим договором. Потребитель не освобождается от оплаты жилищно-коммунальных услуг, полученных им до заключения договора. По желанию потребителя оплата жилищно-коммунальных услуг может производиться путем внесения авансовых платежей согласно условиям договора о предоставлении соответствующих жилищно-коммунальных услуг.

Дееспособные лица, проживающие и/или зарегистрированные в жилье потребителя, пользуются наравне с потребителем всеми жилищно-коммунальными услугами и несут солидарную ответственность по обязательствам по оплате жилищно-коммунальных услуг. Структура платы исполнителю коммунальной услуги определяется согласно договору о предоставлении соответствующей коммунальной услуги, заключенному по требованиям этого Закона. Потребитель ежемесячно (или с другой периодичностью, определенной договором) вносит одной суммой плату исполнителю коммунальной услуги (кроме услуг по поставке и распределению природного газа и электрической энергии), в том числе если она состоит из отдельных составляющих, предусмотренных соответствующим договором, заключенным в соответствии с этим Законом. При этом исполнители коммунальных услуг обеспечивают детализацию информации относительно составляющих платы по счетам потребителей. Цены (тарифы) на жилищно-коммунальные услуги определены ст. 10 Закона Украины "О жилищно-коммунальных услугах". Они устанавливаются по договоренности сторон, кроме случаев, когда в соответствии с законом цены (тарифы) являются регулируемыми. В этом случае цены (тарифы) устанавливаются уполномоченными законом государственными органами или органами местного самоуправления в соответствии с законом.

Стоимость услуг по управлению многоквартирным домом определяется по договоренности сторон, кроме случая избрания управляющего органом местного самоуправления. Если управляющий определен органом местного самоуправления на конкурсной основе, цена услуги по управлению многоквартирным домом определяется на уровне цены, предложенной в конкурсном предложении победителем конкурса. Ст. 4, ст. 22 Закона Украины "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель имеет право на защиту от несправедливых требований об оплате. В случае нарушения прав можно обращаться с жалобой в органы контроля и в суд. При удовлетворении требований потребителя суд одновременно решает вопрос о возмещении морального (неимущественного) ущерба. Потребители освобождаются от уплаты судебного сбора по искам, связанным с нарушением их прав. Ст. 526, 610 Гражданского кодекса Украины закреплено, что обязательство должно выполняться должным образом, неправомерное начисление долга является нарушением со стороны поставщика.

Постановлением КМУ № 630 от 21.07.2005 года утверждены Правила предоставления услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотвода и типового договора о предоставлении услуг по централизованному отоплению, поставкам холодной и горячей воды и водоотвода прямо предусматривает порядок перерасчетов в случае ошибочных или завышенных начислений. Эти правила регулируют отношения между предприятием, предметом деятельности которого является предоставление жилищно-коммунальных услуг, и физическим и юридическим лицом (потребителем), которая получает или намерена получать услуги по централизованному отоплению, снабжению холодной и горячей водой и водоотводом. Согласно пункту 31 Правил исполнитель имеет право:

  1. При несвоевременном внесении потребителем платежей за предоставленные услуги начислять пеню в размере, установленном законом и договором;
  2. Вносить по согласованию с потребителем в договор изменения, влияющие на размер платы за услуги;
  3. Требовать от потребителя соблюдения нормативно правовых актов в сфере жилищно-коммунальных услуг;
  4. Доступа, в том числе несанкционированного, в помещение потребителя для ликвидации аварий в соответствии с установленным законом порядком;
  5. Принять решение об изменении размера начислений за услуги по централизованному отоплению, централизованной поставке горячей воды для потребителей в связи с изменением цены природного газа, используемого для производства тепловой энергии и предоставления услуг по централизованному отоплению, централизованной поставки горячей воды.

"Подводя итог вышеизложенному, при наличии подтвержденных фактов, когда добросовестным плательщикам начисляют долги, например, из-за технических сбоев, задержки учета платежей или ошибки в базах данных, в соответствии с Законом Украины «О жилищно-коммунальных услугах» и Законом «О защите прав потребителей», потребитель имеет право получить достоверный расчет и требовать перерасчета в случае подтвержденных ошибок. Окончательно вопрос решается в судебном порядке, и суды нередко встают на сторону добросовестных плательщиков. Поэтому всегда следует хранить квитанции и обращаться к поставщику с письменным требованием предоставить детализированный расчет долга – это первый шаг к полному решению проблемы, а дальше – в суд", - отметила Даниэль.

 Будет ли учтена в совокупный доход семьи при назначении жилищной субсидии денежная помощь "Пакет школьника"?

Жилищная субсидия исчисляется с учетом среднемесячного совокупного дохода домохозяйства. В совокупный доход включаются, в частности, заработная плата; пенсия; стипендия, кроме социальной, предоставляемой детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа; социальные выплаты; пособие по безработице, другие страховые выплаты; денежные переводы, полученные из-за границы; дивиденды от ценных бумаг; другие доходы, а также денежные средства, полученные лицом от аренды земли, продажи имущества.

В то же время пунктом 4 постановления Кабинета министров Украины от 7 июля 2025 года № 809 "Некоторые вопросы предоставления одноразовой денежной помощи учащимся первых классов "Пакет школьника" предусмотрено, что размер полученного единовременного денежного пособия не учитывается при исчислении совокупного дохода семьи для получения в том числе законодательства для получения всех видов социальной помощи.

Следите за нами в Telegram

Image
Оперативные новости и разборы: Украина, война, мир

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Україна на часі Youtube
Информатор в
телефоне 👉
Скачать