«Инструкции о безналичных расчетах в национальной валюте пользователей платежных услуг» регламентируют порядок действий банков в случае, если они не могут засчитать средства на счет получателя немедленно
В Украине клиенты и предприниматели иногда сталкиваются с неприятной ситуацией: покупатель уплатил средства на счет ФЛП с указанием назначения платежа, но они туда не попали. Все через банк, который их не засчитывает. Для разрешения ситуации граждане могут обратиться в финучреждение, Национальный банк или в суд. Об этом говорится в публикации Finance.ua.
Банки действуют в правовом поле, а их деятельность регламентирует целый ряд законов и подзаконных актов. Их очень много, но в этом случае самыми актуальными будут Закон Украины «О платежных услугах» и Постановление НБУ № 163 «Об утверждении Инструкции о безналичных расчетах в национальной валюте пользователей платежных услуг». Первый документ регулирует и регламентирует работу платежных систем и перевод средств, а второй описывает, как именно должны осуществляться платежи на территории Украины. В частности, в этой инструкции говорится и о том, какие именно должны быть реквизиты платежа, каким образом он должен происходить, что должны проверять банки и что делать в ситуации, когда что-то в платеже не отвечает требованиям.
В пункте 41 этой инструкции указывается, что «Плательщик заполняет реквизит „Назначение платежа“ платежной инструкции так, чтобы предоставлять получателю средств полную информацию о платеже и документах, на основании которых осуществляется платежная операция. Полноту информации определяет плательщик с учетом требований законодательства Украины. Поставщик платежных услуг плательщика проверяет заполнение этого реквизита на соответствие требованиям [...] только по внешним признакам». Поставщик платежных услуг — банк. Или их может быть два, если счета у плательщика и предпринимателя в разных банках. Казалось бы — ничего сложного: банк плательщика проверил заполнение реквизита «Назначение платежа», как это сказано в Инструкции, «только по внешним признакам» (каким именно - в инструкции не указано, то есть это сугубо на усмотрение банка), и отправил средства на счет ФЛП, который может быть или в этом же банке, или в другом. Средства пошли, средства пришли. Все вроде бы просто. Однако на самом деле сложно. Потому что пункт 4 этой же инструкции говорит следующее: «Правилами платежной системы/внутренними правилами поставщика платежных услуг могут/может быть:
Это означает, что каждый банк может устанавливать дополнительные правила к операции и порядок их осуществления. Эти правила могут не сходиться не только в разных банках, но и в одном. Если речь, например, о переводе средств со счета, то для этой операции — одни требования; а для зачисления средств на счет — другие. Однако и это еще не все. Пункт 22 инструкции обязывает предоставителя платежных услуг получателя «при выполнении платежной операции с целью установления надлежащего получателя средств по платежной операции [...] проверить в платежной инструкции соответствие:
Вся информация, которую банк получателя должен проверить, «определяется поставщиком платежных услуг получателя», то есть банком, куда пришли деньги. Следовательно, требования разных банков к платежным документам могут не совпадать. Пункт 23 инструкции также отмечает: «Предоставитель платежных услуг получателя зачисляет средства по платежной операции на счет получателя только в случае соответствия информации, [… ], той информации о получателе, которая хранится у этого поставщика платежных услуг».
Однако это далеко не все причины, почему средства «теряются» на пути от плательщика к получателю: банальная ошибка в реквизитах, несоответствующее или подозрительное назначение платежа, клиент находится в санкционном списке СНБО, или же его данные сходятся с этими данными, не совпадают правила банка плательщика и банка получателя. Причин действительно множество. Поэтому не будем перечислять все возможные варианты того, почему деньги не попали туда, куда они предназначались. Сосредоточимся на том, что делать в этом случае.
Целый ряд пунктов (пп. 24-32) цитируемой выше «Инструкции о безналичных расчетах в национальной валюте пользователей платежных услуг» регламентируют порядок действий банков в случае, если они не могут отнести средства на счет получателя немедленно. Средства не потерялись. Они временно зачислены на специальный счет в банке получателя платежа, где будут храниться не более четырех дней — именно в такой срок банк должен выяснить непонятные обстоятельства. С этой целью он должен обратиться в банк плательщика с соответствующим запросом. Если необходимые для банков факты выяснить не удалось, средства должны вернуть плательщику. Однако это теория. А на практике ко всему этому добавляются как простые технические сбои, так что куда важнее обычный человеческий фактор. Поэтому только что выяснилось, что перечисленные деньги не попали туда, куда должны попасть, немедленно обращайтесь в банк.
Делать это «с двух сторон» — как плательщику, так и получателю, безразлично — один у них банк или разные. Однако не забывайте — ваши претензии должны содержать четкую информацию: когда, кому, где и за что средства были перечислены; соответствующие реквизиты; суммы. Во всех банках, которые ценят свою репутацию и клиента, работают круглосуточные «горячие линии», и большинство проблем можно решить с их помощью. Если же вопрос решить не удалось, то есть горячая линия Национального банка, осуществляющий надзор за деятельностью банков и небанковских финансовых учреждений, и должен вмешаться в ситуацию. Если и это не помогло, то здесь путь, к сожалению, только один — квалифицированно составленная претензия к банку в адрес его центрального офиса. Но если это не помогло — судебный иск. Однако это уже другая история, и здесь все индивидуально.
Ранее мы писали, что клиент 29 октября произвел оплату за услуги, но средства на счет мужчины не поступили. Выяснилось, что ПриватБанк имеет право задерживать деньги на 180 дней. Соответствующая жалоба опубликована 7 ноября на сайте Минфина.
«На мой терминал ФЛП клиент произвел оплату за услуги 29.10.2024 года. Средства должны были поступить на следующий день, но их не было. Я обратился в банк, где мне сообщили о подозрительных действиях и посоветовали написать объяснительные письма. Я все написал и подал, после чего несколько дней ждал, но никакой реакции не было. Затем получил письмо, в котором отмечалось, что банк имеет право задерживать средства на 180 дней. Это ужасно, ведь мне нужно закупать товар, а средства задерживают без всякой конкретной информации. Обслуживание просто ужасное. Пожалуйста, повлияйте как-то на ситуацию и проведите проверки быстрее», – требует мужчина.
В «ПриватБанке» прокомментировали жалобу мужчины. Там указывается, что некоторые платежи могут попадать на дополнительную проверку в целях безопасности.
«Некоторые платежи могут попадать на дополнительную проверку в целях безопасности. Для разблокирования платежа просим направить на почту документы, ранее востребованные коллегами: fraud@privatbank.ua. Скорость обработки платежа также зависит от полноты и качества предоставление необходимых документов. решение вопроса. В случае возникновения дополнительных вопросов вы также можете адресовать почту: fraud@privatbank.ua», – заявили в «ПриватБанке».
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.