С 1 января 2025 г. начинает действовать новый закон «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств». Это не просто обновление существующего законодательства, а подлинная революция в сфере автострахования. Чтобы узнать больше о ключевых изменениях и их влиянии на автомобилистов, мы побеседовали с экспертом по страхованию Дмитрием Дорошевским, который является основателем страхового агрегатора Polis.ua.
"Основные нововведения направлены на ориентацию к европейскому повышению качества страхового покрытия и облегчению жизни водителям. В частности, увеличиваются лимиты страховых выплат: теперь на ремонт авто будет выделяться до 250 тысяч гривен, а на лечение пострадавших – до 500 тысяч. Кроме того, отменяется франшиза, что означает полное возмещение убытков страховой компанией", — отвечает Дмитрий Дорошевский.
"Да, к сожалению, цены на автогражданку действительно вырастут. Пока точных цифр нет, но некоторые страховые компании прогнозируют, что стоимость может вырасти вдвое. Это обусловлено увеличением страховых лимитов и новыми требованиями к урегулированию убытков". – отмечает Дмитрий.
Помимо увеличения страховых выплат и отмены франшизы, закон предусматривает еще несколько существенных изменений:
Для полисов, оформленных до 31 декабря 2024 включительно, все условия останутся неизменными. Они будут действовать по старым правилам, с предыдущими лимитами выплат и наличием франшизы. На протяжении всего 2025 года на дорогах будут как новые, так и старые полисы, что может создавать путаницу во время ДТП.
Следует отметить, что современные изменения напоминают нам о реформе 2004 года, когда впервые было введено обязательное автострахование в Украине. Тогда это было воспринято как радикальный шаг, однако сегодня трудно представить автомобильное движение без ОСАГО. Теперь же в 2026 году страхование сделает еще один важный шаг: все полисы станут исключительно электронными. Это значительно облегчит их оформление, контроль и хранение, соответствуя современным цифровым трендам.
Параметр | 2004 | 2025 |
Какая выплата за вред здоровью | 320 000 грн на человека, максимум 5 млн грн на случай | 500 000 грн на человека, постепенный переход к европейским стандартам (1,3 млн евро на человека, 6,45 млн евро на случай) |
Какая выплата за вред имуществу | 160 000 грн на человека, максимум 800 000 грн на случай | 250 000 грн на человека, максимум 1,25 млн грн на случай. Постепенный переход в 1,3 млн евро. |
Европротокол | До 80 000 грн | Без лимита, в пределах страховой суммы (250 000 грн) |
Какая выплата за моральный ущерб | 5% от выплат за вред здоровью | 10% от выплат за вред здоровью |
Размер франшизы | До 2% от страховой суммы за ущерб имуществу | Франшиза не применяется (0 грн) |
Форма полиса | Бумажный или электронный | Только электронный с 2026 года |
Выплаты за ремонт авто | Обращаетесь к страховому виновнику ДТП, сроки максимальные | Прямое урегулирование в своей страховой, ускоренный процесс |
Процесс получения выплат | Обращаетесь к страховому виновнику, сроки максимальные | Обращаетесь напрямую в свою страховую компанию, ускоренный процесс |
Цена | Фиксированная, контролируется государством | Рыночная, зависит от уровня услуг страховой компании |
Несмотря на большие преимущества, новый закон может вызвать определенные трудности для водителей. Например, многие могут столкнуться с проблемами при оформлении второго полиса на одно авто, ведь МТСБУ планирует запретить такую практику. Кроме того, повышение цен может быть ощутимым ударом по бюджету граждан, особенно в условиях экономической нестабильности.
Время покажет, как эти изменения повлияют на повседневную жизнь автомобилистов. Но одно понятно уже сейчас: готовиться к новым условиям нужно сегодня.