Украсть за 59 секунд: мошенники представились работниками «ПриватБанка» и похитили деньги со счёта
Год судья районного суда Хмельницкой области решал, должен ли «ПриватБанк» вернуть деньги на карточку, что украли мошенники после звонка женщине
Женщина ждала перевода на карточку «ПриватБанка». Каким-то образом об этом узнали мошенники и позвонили ей, представившись сотрудниками банка. На свой страх и риск женщина сообщила им номер кредитки, пароль от неё и свои личные данные.
Это произошло в середине февраля 2017 года, когда вечером, примерно в 19:40 через «Приват 24» воры похитили более 2 тысяч гривен. Беременная женщина, которая ждала перевода, сразу это заметила и позвонила по телефону на горячую линию «ПриватБанка».
Она просила заблокировать карточки в мобильном приложении, что сразу и сделали. Однако перевод не аннулировали, потому деньги женщина потеряла.
Пострадавшая обратилась в полицию, однако быстрого результата в свою пользу не получила. Выходило, что единственным путем, чтобы вернуть сбережения было обращение в суд.
Что было в суде
Женщина просила «Приватбанк» отменить перевод, вернуть на счёт деньги и начисленные проценты за пользование кредитом, штраф, пеню и комиссию. Кроме того, она хотела получить ещё 30 тысяч гривен компенсации.
Обиженная клиентка считала, что работники «ПриватБанка» проявили халатность, поскольку она в течение двух минут с момента исчезновения средств позвонила по телефону на горячую линию банка и требовала отменить перевод. Вместо этого банк для погашения долга по кредитке снял её средства с социальной карты. То есть, как считала женщина, он «вмешался в её частные права владельца».
Как стало известно на судебных заседаниях, на телефон женщины поступило SMS-сообщение: «Подтвердите оплату 2732,00 грн. Сотрудник банка никогда не спрашивает пароли. Никому не передавайте этот пароль». Через 14 секунд банк отправил другой пароль для подтверждения оплаты этой суммы. Как считала женщина, это должно было быть сигналом для службы безопасности «ПриватБанка», которая не сработала на опережение. Однако через 59 секунд после создания второго сообщения, деньги с карты исчезли.
В «ПриватБанке» считали, что женщина сама помогла преступникам, сообщив им номер кредитной карты и пароль. Об этом она рассказала в разговоре с настоящим работником горячей линии «ПриватБанка». Кроме этого она назвала ворам свои фамилию, имя, отчество и адрес. То есть была очень полезна тем, кто снял средства с её счёта. Поэтому предотвратить это банковские работники не могли.
Однако судья установил, что пострадавшая позвонила банку достаточно быстро, в течение пяти минут. По правилам, клиенты должны позвонить в кол-центр в течение 15 минут и рассказать о потере карты, телефона или подозрительных переводах. То есть, сделав это, женщина сняла с себя ответственность, а все риски перевела на банк.
По такой версии «ПриватБанк» должен был вернуть более 2 тысяч гривен. Такое решение в марте 2018 принял судья Виньковецкого районного суда Хмельницкой области Александр Потапов.
Вернул ли «ПриватБанк» средства?
Решение в районном суде – это еще не конец истории. Против него подали жалобу адвокаты банка. По их версии, все данные для перевода вводились правильно и без ошибок. Поэтому не было оснований полагать, что это делает не клиентка банка, а мошенники. К тому же «ПриватБанк» постоянно напоминает, что никому не нужно говорить пароль на коды от счетов, потому что можно потерять деньги.
Женщина тоже была против решения судьи Потапова, вспомнила свою беременность и требовала выплатить 30 тыс. грн компенсации. Но на этот раз ей не повезло: судьи согласились, что клиентка сама виновата, что сообщила посторонним банковскую информацию. Поэтому в июне 2018 года судьи Апелляционного суда Хмельницкой области решили, что решение судьи Потапова нужно отменить и оставить клиентку без каких-либо компенсаций со стороны банка. Женщина пыталась это исправить в Верховном Суде, однако там даже не открыли производство.
Информатор рассказывал, пока женщина работала в Америке мошенник получил на нее три кредита в Украине.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. За новостями в режиме онлайн прямо в мессенджере следите на нашем Telegram-канале Информатор Live. Подписаться на канал в Viber можно тут.