Подрядчик Большого строительства получит 15,7 млрд грн на обслуживание дорог: что известно о Максиме Шкиле

Одна из крупнейших дорожных компаний Украины "Автострада" получила контракты на обслуживание дорог в 3 областях в течение 2025-2027 годов

Максим Школь, дороги
Максим Школь, дороги

В 2024 году с группой компаний "Автострада" заключили соглашение на достройку метро на Виноградаре в Киеве за 13,8 млрд грн. Однако компания получила еще подряды более чем на 15,7 млрд грн для обслуживания дорог в Ровенской, Харьковской и Винницкой областях на 3 года. Чем известен владелец "Автострады" Максим Шкиль, звезда Большого строительства Зеленского, бывший помощник народного депутата от Партии регионов – расскажет Информатор. 

Самый дорогой тендер по всем строительным работам, объявлявшиеся за счет бюджета за 2024 год, досталось ООО "Группа компаний Автострада" - достройка метро до ж/м Виноградарь в Киеве за 13 млрд 785 млн грн. Эти работы должны быть завершены до конца 2026 года при наличии финансирования. Впрочем, компания пока строит метро за свой счет и без аванса, поэтому КГГА может понадобиться привлечь кредитные средства, чтобы рассчитаться с подрядчиком. Через пол года компания провела только 0,59% работ по строительству метро  - об этом свидетельствуют данные КГГА. Фирме упрекали в отсутствие опыта строительных работ в метро, ​​впрочем это не помешало столичным чиновникам заключить соглашение. 

Впрочем, еще большую сумму выделят зарегистрированной в Виннице "Автостраде" на содержание дорог. В конце декабря 2024 с ними подписала соглашение на 1 млрд 900,5 млн грн на содержание 454,6 км дорог в Ровенской области областная служба восстановления и развития инфраструктуры на полные 2025-2027 годы. При этом подпичали аналогичный договор на 303,6 км стоимость 2 млрд 166 млн грн

Служба восстановления и развития инфраструктуры (бывшая Служба автомобильных дорог) Винницкой области в "Автостраде" была более щедрой. По результатам соглашений "Автострада" получит:

  • 3 млрд 762 млн 78 тыс. 885 грн для обслуживания 745,3 км дорог к концу июня 2027 (соглашение заключили в июне 2024 на 3 года); 
  • 3 млрд 643 млн 37 тыс. 922 грн для обслуживания 717,8 км дорог до 30 июня 2027; 
  • 2 млрд 779 млн 103 тыс. 9 грн для обслуживания 555,8 км дорог по 30 июня 2027 года.

Служба восстановления в Винницкой области применила "заточку", которая использовалась Укравтодором во время "Большого строительства": заказчик требовал, чтобы участники тендера имели годовой доход за прошлый год в размере не менее 99% от размера нынешней закупки. А экономия по этим соглашениям составила всего 3%. 

Еще 1 млрд 493 млн 548 тыс. 620 грн получит компания от Службы обновления Харьковской области, где продолжаются бои – до 31 июля 2027 года. Во всех этих случаях кроме Харьковщины у "Автострады" не было конкурентов.

Для сравнения: на аналогичном тендере на Житомирщине, где была конкуренция между 3 компаниями, а заказчик требовал у подрядчиков 30% финансовой способности от ожидаемой цены трехлетней закупки, ||19| стоимость работ упала с 1,08 млрд грн до 596,8 млн грн, а впоследствии еще немного подешевела – там тоже победу одержала "Автострада". 

Фирме ГК "Автострада" часто напоминали, как в Николаеве в 2024 году, где она строила теплотрассу за 487 млн. грн., возросла стоимость работ. Причем на 50 млн. грн. за 3 месяца. Также компании упрекали, что она в 2023 году ремонтировала дороги в Николаевской области по 13 млн грн/км, хотя средняя стоимость по Украине была 7 млн ​​грн/км – то есть почти вдвое меньше.

Чем известна эта компания и ее владелец Максим Шкиль

Во время полномасштабной войны увеличил выручку своих компаний в 2,5 раза. До этого "Автострада" Шкиля была у топ-3 подрядчиков по строительству дорог программы Президента Украины "Большая стройка". Пока продолжает получать миллиардные подряды от государства: на строительство метро, ​​водопроводов, обслуживание дорог.

По данным аналитической системы YouControl, его "Автострада" с 2017 победила в закупках от государства на свыше 165,4 млрд грн. При этом в октябре 2024 года Шкиль отмечал, что государство должно его компаниям более 10 млрд грн. Среди крупнейших заказчиков – Госвосстановление (бывший Укравтодор). Директором фирмы недавно был бывший руководитель Службы автомобильных дорог в Черкасской области Владислав Демиденко, а сейчас - адвокат Дмитрий Троекуров. 

Причины столь резкого взлета неизвестны. Некоторые СМИ пишут, что Максим Шкиль является "кумом эксминистра инфраструктуры" Владимира Емельяна (2016-2019 годов), который и помог привлечь близкого человека в государственные подряды, впрочем Школь это опровергает, хотя отмечает, что они давно знакомы. Также Шкиль дружил с Андреем Пивоварским, бывшим министром инфраструктуры в 2014-2016 годах. Политические связи, вероятно, часто помогали в продвижении бизнеса.

В период 2011-2014 годов Шкиль был помощником народного депутата Украины. от Партии регионов из Донетчины Николая Демянко, Которого относили к близкому окружению президента Виктора Януковича и который был членом элитного президентского клуба по охоте. В СМИ гуляет информация, что Максим Шкиль был членом молодежной организации Партии регионов, но сам он это опровергает.

Максим Школь в молодости
Максим Шкиль в молодости

После смены власти в 2019 году и отставки Владимира Емельяна компании Шкиля не только остались "на плаву", но и стали фаворитами в дорожном строительстве новой власти, хотя ее услуги были дороже конкурентов. Издание "Граница" пишет, что причиной этого являются сотрудничество с Андреем Богданом (первый глава администрации Зеленского), его преемником Андреем Ермаком и Олегом Татаровым.

Максим Шкиль родился в 1983 году во Львове. Бизнесмен начинал работать на заводе минеральных вод "Юмакс-Львов", принадлежавший его отцу и дяде. Первый самостоятельный бизнес Максим Шкиль начался с добычи гранита.

18 сентября 2006 года ООО "Эколос" продало ООО "Беховский гранитный карьер" компаниям NALIUM INVESTMENTS LTD и BERLEY HOLDINGS LTD, за которыми, вероятно, стояли 23-летний Шкиль и его кум Игорь Попадюк - партнер проекта "Буков". По данным компаний, в последующие годы в карьер было вложено более 20 млн. евро. В феврале 2008 года Шкиль стал владельцем 50% доли в Игнатпольском гранитном карьере, ООО "Жеревецкий карьер", ООО "Лугинский Гранитный Карьер". В мае 2008 года Максим Шкиль создал ООО "Емильчинский Карьер" и ООО "Щебеневая Компания". В 2011 году Шкиль создал ООО "Украинская гранитная компания". С 2019 года он стал владельцем ООО "Запад Гранит Сервис". Этот бизнес расположен в Житомирской области. 

С 2011 года – учредитель, владелец и председатель наблюдательного совета ООО "Первая логистическая компания", специализирующаяся на грузовых железнодорожных перевозках. При президентстве Петра Порошенко была одним из ключевых подрядчиков для государственной Укрзалізниці. Компания имеет более чем 1000 вагонов. 

В 2015 году бизнесмен приобрел корпоративные права в компании "Audi Центр Одесса Юг". Впоследствии компания заняла 25% рынка среди дилеров Audi в Украине. 

В 2016 году Школь основал Группу компаний Autostrada, специализирующуюся на инфраструктурном строительстве. По утверждениям из пиар-материалов, компания имеет более 3000 единиц техники и более 5000 сотрудников. Это и есть его основной актив. Среди известных проектов - ремонты Подольско-Воскресенского моста (субподряд), Дарницкого моста, капремонт тоннеля Оболонско-Теремковской линии метрополитена в Киеве, восстановление моста через Десну возле Чернигова, строительство водопроводов от Запорожья до Марганца, строительство водопровода для Одессы, ремонты.

Как отметил Шкиль, "Автострада" начинала свою работу в Виннице, ведь там базировался крупнейший подрядчик по строительству дорог времен Януковича - компания "Югозападдорстрой", впрочем подрядчик набрал долгов на 200 млн долл., которые не смог погасить. А тысячи специалистов оттуда перешли работать в новую компанию – "Автострада". 


В 2020 году Шкиль основал "Прилукскую аграрную компанию" с земельным фондом 100 га. Позже купил ООО "Курс-Агро", владеющее 5 тыс. га земли и 37 автотранспортными средствами. Компания располагает элеваторным комплексом мощностью 60 тыс. т.е. Имущество находится на территории Полтавской и Черниговской областей.

Судебные дела

Как и любая крупная компания, занимающаяся строительством дорог, "Автострада" попадала в скандалы. Хотя для компании они заканчиваются без каких-либо последствий. Вот несколько дел по судебному реестру. 

Должностные лица Могилев-Подольской ОТГ, действуя по предварительному сговору со служебными лицами ООО "СП "Автострада" недалеко от автодороги М-21 возле с. Немия, Могилев-Подольского района Винницкой области организовали незаконную добычу полезных ископаемых |

Согласно материалам другого уголовного производства, правоохранители считали, что во время выполнения ремонтно-строительных работ ООО "Онур Конструкцион Интернешнл", ООО "Ростдорстрой" и ООО "Совместное Украинско-немецкое предприятие "Автострада" (бывшее название ООО "Группа компаний "Автострада") ненадлежащим образом выполнили работы и завышали их стоимость в Кировоградской области. 

 

Підписуйтесь на наш Telegram-канал, щоб не пропустити важливих новин. Підписатися на канал у Viber можна тут.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube