Финмонтренды в Украине: самые большие штрафы и самые распространенные нарушения финучреждений

Дмитро Чернишов

За 8 месяцев 2023 года Национальный банк Украины выписал банкам и другим финансовым учреждениям 96 штрафов на 292 млн грн. Детальнее об актуальной ситуации на рынке финансового мониторинга, динамике штрафных санкций и письменных оговорок регулятора, – читайте в аналитических выводах д.э.н., финансового аналитика YouControl Романа Корнилюка.

Ужесточение ответственности в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, – глобальный тренд в рамках глобализации и евроинтеграции. YouControl исследовал меры влияния Национального банка Украины на нарушение требований законодательства о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

В Украине происходит переход с формалистического подхода к риск-ориентированному по надлежащей проверке клиентов. В 2023 году появился новый фокус на проверках контрагентов на наличие связей со страной-агрессором. Это регулируется Постановлением НБУ №26 . Также ужесточаются требования по реализации специальных экономических и других ограничительных мер (санкций), предусмотренных Постановлением НБУ №65 .

Нарушение на 292 млн грн: за что штрафовали финучреждения

Результаты исследования YouControl о деятельности финансового рынка свидетельствуют, что в течение 8 месяцев 2023 г. Нацбанком было выписано 96 штрафов на 292 млн грн. Их получили банки и другие финучреждения  за нарушение как требований финансового мониторинга, так и требований валютного законодательства. Два банка были выведены с рынка не за низкую финансовую устойчивость, как это происходит в мирное время, а именно за нарушение требований законодательства, регулирующего вопросы финансового мониторинга.

Отсутствие современных подходов к финмону также считается определенным нарушением. К примеру, банки и другие небанковские финучреждения активно ищут методы автоматизации финмона. В выписанных письменных оговорках и штрафах от НБУ эта причина указывается как: "за отсутствие систем автоматизации финансового мониторинга".

О мерах со стороны НБУ и общем анализе обновлений регулирования в сфере финмониторинга обсуждали с финансовым аналитиком Романом Корнилюком и главным юристом YouControl Надеждой Чаленко на вебинаре "Постановления №26 и №65: анализ обновлений регулирования в сфере финмониторинга".

Рассмотрев ежемесячную динамику количества штрафов за исследуемый период, заметно, что их количество нарастает в целом. И в последние четыре месяца (май-август) находится в диапазоне 15-17 штрафов в месяц, полученных финучреждениями, в том числе и банками.

 


Если посмотреть на динамику суммы штрафов, то они достигли максимума 153,8 млн грн в марте 2023-го. Это рекордный месяц по общей сумме штрафов. Речь идет не об одном максимальном штрафе, а о многочисленном штрафных санкциях. В июле и августе общая сумма штрафов составила 16 и 20,5 млн грн соответственно.

Подробное распределение 96 штрафов показывает, что часть субъектов первичного финансового мониторинга (СПФМ) получила их за нарушение валютного законодательства. Большинство штрафов приходится на финансовые компании (59 штрафов). Финкомпании – это неоднородный сегмент, включающий в себя как микрофинансовые учреждения, так и платежные системы.

На втором месте – банки (14 штрафов). На третьем – страховые брокеры (10 штрафов). За нарушение требований финмона ломбарды получили 7 штрафов, лизинговые компании – 3, страховые – 3. Однако многие "страховщики" за этот период вообще были лишены лицензии и часто в формулировках штрафных санкций значится либо "за непредставление отчетности", либо "за нарушение финмониторинга" .

 

Распределение суммы штрафов выглядит следующим образом: 187 млн ​​грн составляет общая сумма штрафов, выписанных финансовым компаниям. Второе место занимают банки, суммарно получившие 103 млн грн штрафов. А на остальных посредников суммы намного ниже, меньше одного млн грн.

Топ причин наложения штрафных санкций за нарушения в сфере финмониторинга

Самый большой по сумме штраф был выписан финкомпании почти на 74 млн грн . На втором месте – банк со штрафом в 64,6 млн. грн. На третьем месте – финкомпания со штрафом в 64 млн. грн. Остальные из десятки наибольших штрафов колеблются в диапазоне от 14 до 3,7 млн ​​грн.

Выписанные штрафы регулятором на достаточно значительные суммы влияют на финансовую устойчивость контрагентов. Ведь отвлекают миллионные суммы денежных средств со счетов, создавая тем самым форс-мажорные проблемы с ликвидностью и снижая показатели рентабельности. Впрочем, наибольшим ударом становятся косвенные потери от ухудшения репутации среди клиентов и партнеров, что может привести к невосполнимым потерям и даже ликвидации учреждения.

Если посмотреть распределение наибольших штрафов по типу финансового посредника, то здесь есть 5 финкомпаний и 5 банков. Некоторые из них повторялись за исследуемый период, а некоторые финкомпании получали не один штраф, а несколько.

Сумма штрафов в банки выросла по сравнению с 2018-2019 гг. , которые анализировал YouControl в предыдущем исследовании . В тот период только один банк имел 94 млн грн штрафа. На втором месте банк с 30 млн и на третьем – банк с 14 млн грн штрафа. Все остальные – значительно меньше топовой десятки по результатам 8 месяцев 2023 г.

Чаще выделяют две причины, за которые финансово отвечают финпосредники . Первая причина – это неподача или нарушение сроков подачи отчетности по вопросам предотвращения и противодействия: зафиксировано 22 штрафа, где суммы штрафов значительно меньше, чем по остальным причинам. Вторая – нарушение условий и порядка торговли иностранной валютой (валютного законодательства) – 22 штрафа. И за нарушение встать на учет в специально уполномоченном органе как СПФМ – 18 штрафов. В последнем случае взыскания невелики, однако часто применяются.

Далее следуют более серьезные штрафы и реже случающиеся причины: невыполнение обязанности осуществления надлежащей проверки новых и существующих клиентов – 17 штрафов, ненадлежащее исполнение обязанности разрабатывать и обновлять внутренние документы – 16, невыполнение финучреждением надлежащего применения риск-ориентированного подхода – 12 , невыполнение оценки или переоценки собственных рисков деятельности банка (так называемый риск-профиль СПФМ должен быть разработан и постоянно переоцениваться) – 9 штрафов. Также бывают взыскания по неиспользованию учреждением системы автоматизации процессов финансового мониторинга – 8 штрафов.

Кроме того, 5 штрафных санкций было выписано за несопровождение учреждением как СПФМ платежей информацией о плательщике. Еще 5 взыскали за неосуществление мер в отношении клиентов или их бенефициаров, которые являются политически значимыми лицами (PEP), членами их семей или связанными с ними лицами. И 5 штрафов получили за представление в НБУ недостоверной отчетности по предотвращению и противодействию (с ошибками).

Два штрафа получили финучреждения за нарушение требований реализации и мониторинга эффективности персональных санкций. И по одному – за мискодинг (подмену кода категории деятельности торговца) в платежах, несоблюдение ограничений по назначению ответственного работника учреждения и необеспечение на постоянной основе проведения учебных мероприятий для работников с целью понимания ими обязанностей и порядка действий. Поэтому наличие систем обучения финмониторингу регулятор также обращает большое внимание.

Полсотни оговорок и два случая аннулирования лицензий

Чаще всего перед штрафом, выписанным участникам финрынка, делается письменная оговорка. Если эти требования и рекомендации не были выполнены, то через три месяца происходит штрафование финпосредников.

Основные причины письменных оговорок в сфере финансового мониторинга:

  • неподача в Нацбанк отчетности по финмону (32 случая),
  • нарушение условий и порядка торговли иностранной валютой (15),
  • ненадлежащее исполнение обязанности разрабатывать и обновлять внутренние документы (7),
  • несоблюдение порядка представления информации по запросу специально уполномоченному органу (6), 
  • необеспечение помещения системой технологического видеоконтроля (5).
  • нарушение отдельных требований по идентификации, верификации и изучению клиентов (1),
  • нарушение требований реализации и мониторинга эффективности персональных санкций (1)
  • предоставление недостоверной информации об операциях по запросам Нацбанка (1).

За исследуемый период количество оговорок колеблется от 2-4 до 15-16 ежемесячно. Так , из 59 оговорок большинство приходится на финкомпании – 37. Второе место занимают банки с 6 оговорками. А третье место с пятью оговорками делят между собой ломбарды и страховые брокеры.

Кроме штрафов и письменных оговорок регулятор применяет другие виды юридических санкций в отношении нарушителей финмониторинга. Например, решение об отзыве и ликвидации двух банков в связи с систематическим нарушением требований законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Также применялись решения по аннулированию лицензии на осуществление деятельности по предоставлению финансовых услуг. А именно: лицензии на перевод средств в национальной валюте без открытия счетов ( ООО "НСП" ) и аннулирования лицензии за предоставление услуг по финансовому лизингу, факторингу и за предоставление средств в ссуду, в частности, на условиях финансового кредита ( ООО "ФК "Хантер" ). В результате аннулирования лицензий деятельность вышеупомянутых организаций была ограничена.

Советы по надлежащему соблюдению правил финансового мониторинга:

  • следить за обновлением нормативно-правовой базы и коммуникациями НБУ по финмониторингу,
  • наладить автоматизированную систему надлежащей проверки контрагентов согласно требованиям действующего законодательства,
  • на базе полного осведомленности путем подключения систем онлайн-проверки контрагентов придерживаться лучших практик риск-ориентированного подхода, в том числе и в части проверок PEPs, санкционных связей и наличия российского следа,
  • выполнять требования НБУ в сфере финмониторинга,
  • своевременно представлять отчетность на запрашиваемую информацию регулятором,
  • в случае получения письменных оговорок своевременно и тщательно исправлять все выявленные нарушения.

Больше о трактовке требований Постановлений №26 и №65 и советы по их реализации разбирали специалисты YouControl на недавнем вебинаре “ Юридический разбор Постановлений НБУ №26 и №65: расшифровка, анализ и рекомендации ”.

В аналитической системе YouControl содержится 95% источников, определенных Типологическим исследованием, утвержденным Государственной службой финансового мониторинга Украины. Чтобы избежать влияния человеческого фактора или ограниченности времени на эффективный анализ, в системе реализован функционал Экспресс-анализ, имеющий специальные вкладки с факторами финмониторинга. Полную версию исследования читайте по ссылке .

 

Партнерский материал

No ad for you