В условиях огромного дефицита бюджета отношения между налогоплательщиками и теми, кто собирает налоги, остаются враждебными, вместо того чтобы начать нормально коммуницировать ради наполнения казны во время военного положения
В 2023 году предприниматели чаще всего жаловались Совету бизнес-омбудсмена на налоговые проблемы. Особенно болезненны для них блокирование налоговых накладных по НДС и возврат проверок. Последние в глазах бизнеса превратились чуть ли не в карательный инструмент и способ взыскания "коррупционной дани". О сложившейся ситуации в налоговой системе государства пишет 15 мая Экономическая Правда.
Подавляющее большинство жалоб бизнеса на деятельность ГНС касаются блокирования налоговых накладных по НДС и проверок. Последние, по мнению предпринимателей, превратились в фискально-карательный инструмент государства, о чем, в частности, недавно сообщил Совет бизнес-омбудсмена (СБО).
Проверки задумывались как инструмент выявления нарушений законодательства. Если предприниматель допустил нарушение, то налоговик составляет акт и доначисляет налог и/или штраф. Если нарушения отсутствуют, об этом выдается справка.
Однако второй вариант почти не встречается. Доля проверок, по итогам которых у бизнеса находят нарушения, заметно растет. В 2020 году составлением актов заканчивались 53,2% внеплановых документальных проверок, в 2023 году – 75,1%. Для фактических и плановых проверок этот показатель достиг 90%.
Указанные цифры свидетельствуют не столько о том, что украинские предприниматели стали чаще нарушать законодательство, сколько о том, что налоговики пытаются найти нарушения любой ценой, отмечают в Совете бизнес-омбудсмена.
"В случае отсутствия нарушений представители бизнеса сообщили, что сталкивались с просьбами контролеров самостоятельно предоставить хоть какие-то мелкие нарушения, чтобы осуществить доначисление, поскольку закончить проверку без доначислений или штрафов нельзя", – говорится в исследовании СОБ.
Эта ситуация показывает, что предприниматели называют "презумпцией вины" плательщиков – предвзятое отношение фискалов к бизнесу как к потенциальным нарушителям закона.
"Налоговая воспринимает бизнес как врагов еще с советских времен. Тогда было принято считать, что предприниматели – это эксплуататоры, а не те, кто создает добавленную стоимость в экономике. На этой идеологии воспитывается большинство налоговиков и правоохранителей", – считает старший экономист CASE-Ukraine Владимир Дубровский.
Хотя налоговая столь скрупулезно проверяет бизнес, госбюджет этого почти не ощущает. По подсчетам Совета бизнес-омбудсмена, поступления по итогам этих проверок в 2018-2023 годах не превышали 1% всех доходов сметы страны. 99% платежей в бюджет бизнес делает добровольно.
Более половины актов проверок бизнес успешно оспаривает в судах, что подтверждает ошибочность некоторых претензий налоговиков. Это позволяет предпринимателям экономить на выплате доначисленных налогов и штрафов, но в конце концов они проигрывают.
Судебная волокита занимает немало времени, усилий и средств. Эти расходы компании закладывают в стоимость своих товаров и услуг для конечных потребителей. Налоговики же не жалеют ресурсов на противостояние с бизнесом, перегружающим судебную систему однотипными делами и даже раздражающими некоторых судей.
"Анализ судебной практики указывает, что налоговые органы считают нужным довести рассмотрение всех дел до Верховного суда, имея собственную процедуру пересмотра своих решений – административное обжалование. Количество отказов в открытии кассационного производства свидетельствует о бесполезном расходовании средств и времени налоговиков и судей", – говорится в ответе Верховного суда по запросу СБО.
Предприниматели сетуют на формальный подход в работе налоговых органов, которые даже в технических ошибках бизнеса видят злой умысел.
"Например, компания имеет склад горючего по адресу улица Шевченко, 41а. Она совершает ошибку в отчетности и пишет не "41а", а "41". Налоговая говорит, что бизнес скрыл склад. За это компании насчитывают 1-2 миллиона гривен штрафа", – рассказал в подкасте ЭП бизнес-омбудсмен Роман Ващук.
По его словам, в понимании ГНС существуют только два состояния: "красный", когда допущено умышленное нарушение, и "зеленый", когда налогоплательщик действует в соответствии с законом. Однако нет "желтого" - права предпринимателя на техническую ошибку и возможности ее исправить, не подвергаясь доначислениям или штрафам.
"В западных странах налоговики, видя ошибку в отчетности или декларациях, сначала сообщают о них плательщику звонком, смс, неформальным письмом, а затем, если ошибку не исправили, – официальным обращением. Только в случае игнорирования этих сообщений инициируются проверка и финансовые санкции", – говорит эксперт аналитического центра Союза украинских предпринимателей Мирослав Лаба.
В Украине место "желтого" занимает "серый" цвет: возможность плательщика "договориться" с контролером, чтобы он "не увидел" неточности или умышленного нарушения, добавляет Ващук. Видимо, из-за этого ГНС в представлении бизнеса часто становится коррупционной службой, а налоговые проверки ассоциируются с давлением и вымогательством взяток.
В конце 2022 года Министерство финансов внезапно внесло изменения в работу системы автоматизированного администрирования НДС (известная как СМКОР). После этих изменений предприниматели стали сообщать о массовых блокировках налоговых накладных.
Особенность администрирования НДС предусматривает, что плательщики этого налога имеют право снизить свои обязательства перед государством на сумму уплаченного НДС, который закладывался в цене приобретенных ими товаров и услуг. Блокируя налоговые накладные, ГНС фактически блокирует оборотные средства предприятия.
СМКОР задумывалась для минимизации вмешательства чиновников в администрирование НДС и противодействия попыткам недобросовестных предпринимателей злоупотреблять операциями и уклоняться от уплаты налога или претендовать на бюджетное возмещение. Однако после внесения изменений система начала работать в ручном режиме. В условиях, когда налоговые накладные бизнеса массово блокировались, появлялись посредники, предлагавшие "решить проблему" за определенное вознаграждение. Их работа даже попадала в поле зрения правоохранителей. В феврале 2023 года ГБР разоблачило на противоправной деятельности руководительницу налоговой Киева Оксану Датий.
Однако обычно такие злоупотребления не заканчиваются возбуждением уголовных дел. Как пояснил ЭП экс-работник ГНС, правоохранители часто используют собранные материалы как инструмент шантажа для получения "отката".
Помимо руководительницы столичной налоговой, услуги бизнеса по разблокированию налоговых накладных предлагал и глава Налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. Он открыто призвал предпринимателей обращаться к нему со случаями необоснованной блокировки или другими жалобами на налоговые органы.
Собеседники ЭП в бизнес-кругах и парламенте отмечают, что именно Гетманцев курирует работу ГНС, по меньшей мере в части блокировки налоговых накладных. Контроль за работой службы обеспечивает и то, что с мая 2021 года налоговая работает без полноценного главы. Почти все руководство ключевой для наполнения бюджета службы находится в статусе и. о.
"Статус "исполняющий обязанности" позволяет контролировать работу целого органа. На позицию временных руководителей можно непрозрачно назначить нужных людей и так же непрозрачно и по формальным причинам таких людей можно уволить", - объясняет предприниматель и старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической. трансформации Вячеслав Черкашин.
В частности, и. о. первого заместителя главы ГНС является бывший помощник Гетманцева Евгений Сокур, до этого назначения не имевший опыта работы в этой службе.
Сам Гетманцев отрицает, что контролирует работу налоговой. Свое влияние на ГНС он называет "парламентским контролем". Парламент действительно должен контролировать работу ГНС, но имеет ли смысл внешний контроль органа власти, которым управляет сам контролер, – вопрос риторический.
В конце 2023 года правительство утвердило Национальную стратегию доходов – план мер, который должен уменьшить зависимость государства от внешнего финансирования. Среди мер – повышение налогов для ФЛП, возврат прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц, предоставление налоговикам доступа к банковской информации бизнеса и граждан. Однако первым шагом должно стать возвращение доверия налогоплательщиков к ГНС. Эта мера действительно необходима, ведь без такого доверия выживание страны в условиях войны может оказаться под вопросом.
В 2024 году правительству необходимо найти около полутриллиона гривен для финансирования военных расходов. Преимущественно – на покупку оружия и выплаты военнослужащим, в частности новой выплаты в размере 70 тыс. грн в месяц.
Поскольку международную помощь Украине запрещено тратить на войну, то, вероятно, для финансирования этих нужд придется повышать налоги. В условиях, когда налоговикам доверяют только 13-19% бизнеса (опрос СБО), было бы наивно надеяться, что повышение ставок налогов может реально увеличить доходы бюджета, а не привести к тенизации экономики.
По данным собеседников издания в парламенте, правительство начнет активно искать дополнительные источники финансирования бюджета в июне после пересмотра программы МВФ. К тому времени вернуть доверие к налоговой службе вряд ли удастся. Хотя первый шаг на этом пути все еще можно сделать.
Год назад в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, предусматривающий перезагрузку ГНС: избрание полноценного руководителя на прозрачном конкурсе с участием представителей международных организаций, а также проведение переаттестации его работников. Любопытно, что соавтором документа является Гетманцев.
Перезагрузку работы ГНС и избрание ее руководства поддерживает и бизнес.
"Важно в конце концов назначить настоящего руководителя ГНС, который будет заинтересован в развитии органа, а не держать и.о., который не несет персональной репутационной ответственности. Ассоциация многократно инициировала встречи с руководством ГНС, но не имела никакой встречи", - сообщили в Европейской бизнес-ассоциации.
Без руководителя, наделенного мандатом на проведение изменений, эти изменения никогда не наступят. Если же ничего не менять, то отношения между налогоплательщиками и теми, кто собирает налоги, рискуют остаться столь же враждебными, как тысячу лет назад. А тогда повышение налогового бремени ничем хорошим не закончится.
Ранее Информатор писал, что глава Ukrainian Gambling Council Антон Кучухидзе остро высказался о законопроекте 9256-д об игорном бизнесе, инициатором которого является глава Налогового комитета ВР Даниил Гетманцев. Кучухидзе считает, что его нормы уничтожат легальный игорный бизнес и вернут монополию лотерейных операторов. По его мнению, речь идет не о противодействии коррупции и решении вопроса лудомании в армии, а Гетманцев отстаивает интересы определенных кругов азартного бизнеса.
Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.