Ручной контроль и презумпция вины: конфликт между Налоговой и бизнесом и роль Гетманцева в нем

В условиях огромного дефицита бюджета отношения между налогоплательщиками и теми, кто собирает налоги, остаются враждебными, вместо того чтобы начать нормально коммуницировать ради наполнения казны во время военного положения

Налоги, Гетманцев
Именно Гетманцев курирует работу ГНС в части блокировки налоговых накладных

В 2023 году предприниматели чаще всего жаловались Совету бизнес-омбудсмена на налоговые проблемы. Особенно болезненны для них блокирование налоговых накладных по НДС и возврат проверок. Последние в глазах бизнеса превратились чуть ли не в карательный инструмент и способ взыскания "коррупционной дани". О сложившейся ситуации в налоговой системе государства пишет 15 мая Экономическая Правда.

Налоговики пытаются найти нарушения любой ценой

Подавляющее большинство жалоб бизнеса на деятельность ГНС касаются блокирования налоговых накладных по НДС и проверок. Последние, по мнению предпринимателей, превратились в фискально-карательный инструмент государства, о чем, в частности, недавно сообщил Совет бизнес-омбудсмена (СБО).

Проверки задумывались как инструмент выявления нарушений законодательства. Если предприниматель допустил нарушение, то налоговик составляет акт и доначисляет налог и/или штраф. Если нарушения отсутствуют, об этом выдается справка.

Однако второй вариант почти не встречается. Доля проверок, по итогам которых у бизнеса находят нарушения, заметно растет. В 2020 году составлением актов заканчивались 53,2% внеплановых документальных проверок, в 2023 году – 75,1%. Для фактических и плановых проверок этот показатель достиг 90%.

Гетманцев, налоговая, предприниматели и государство: кто против кого противостоит 1

Указанные цифры свидетельствуют не столько о том, что украинские предприниматели стали чаще нарушать законодательство, сколько о том, что налоговики пытаются найти нарушения любой ценой, отмечают в Совете бизнес-омбудсмена.

"В случае отсутствия нарушений представители бизнеса сообщили, что сталкивались с просьбами контролеров самостоятельно предоставить хоть какие-то мелкие нарушения, чтобы осуществить доначисление, поскольку закончить проверку без доначислений или штрафов нельзя", – говорится в исследовании СОБ.

Эта ситуация показывает, что предприниматели называют "презумпцией вины" плательщиков – предвзятое отношение фискалов к бизнесу как к потенциальным нарушителям закона.

"Налоговая воспринимает бизнес как врагов еще с советских времен. Тогда было принято считать, что предприниматели – это эксплуататоры, а не те, кто создает добавленную стоимость в экономике. На этой идеологии воспитывается большинство налоговиков и правоохранителей", – считает старший экономист CASE-Ukraine Владимир Дубровский.

Хотя налоговая столь скрупулезно проверяет бизнес, госбюджет этого почти не ощущает. По подсчетам Совета бизнес-омбудсмена, поступления по итогам этих проверок в 2018-2023 годах не превышали 1% всех доходов сметы страны. 99% платежей в бюджет бизнес делает добровольно.

Гетманцев, налоговая, предприниматели и государство: кто против кого противостоит 2

Более половины актов проверок бизнес успешно оспаривает в судах, что подтверждает ошибочность некоторых претензий налоговиков. Это позволяет предпринимателям экономить на выплате доначисленных налогов и штрафов, но в конце концов они проигрывают.

Судебная волокита занимает немало времени, усилий и средств. Эти расходы компании закладывают в стоимость своих товаров и услуг для конечных потребителей. Налоговики же не жалеют ресурсов на противостояние с бизнесом, перегружающим судебную систему однотипными делами и даже раздражающими некоторых судей.

"Анализ судебной практики указывает, что налоговые органы считают нужным довести рассмотрение всех дел до Верховного суда, имея собственную процедуру пересмотра своих решений – административное обжалование. Количество отказов в открытии кассационного производства свидетельствует о бесполезном расходовании средств и времени налоговиков и судей", – говорится в ответе Верховного суда по запросу СБО.

ГНС в представлении бизнеса является коррупционной службой

Предприниматели сетуют на формальный подход в работе налоговых органов, которые даже в технических ошибках бизнеса видят злой умысел.

"Например, компания имеет склад горючего по адресу улица Шевченко, 41а. Она совершает ошибку в отчетности и пишет не "41а", а "41". Налоговая говорит, что бизнес скрыл склад. За это компании насчитывают 1-2 миллиона гривен штрафа", – рассказал в подкасте ЭП бизнес-омбудсмен Роман Ващук.

По его словам, в понимании ГНС существуют только два состояния: "красный", когда допущено умышленное нарушение, и "зеленый", когда налогоплательщик действует в соответствии с законом. Однако нет "желтого" - права предпринимателя на техническую ошибку и возможности ее исправить, не подвергаясь доначислениям или штрафам.

"В западных странах налоговики, видя ошибку в отчетности или декларациях, сначала сообщают о них плательщику звонком, смс, неформальным письмом, а затем, если ошибку не исправили, – официальным обращением. Только в случае игнорирования этих сообщений инициируются проверка и финансовые санкции", – говорит эксперт аналитического центра Союза украинских предпринимателей Мирослав Лаба.

В Украине место "желтого" занимает "серый" цвет: возможность плательщика "договориться" с контролером, чтобы он "не увидел" неточности или умышленного нарушения, добавляет Ващук. Видимо, из-за этого ГНС в представлении бизнеса часто становится коррупционной службой, а налоговые проверки ассоциируются с давлением и вымогательством взяток.

Злоупотребления налоговиков не заканчиваются возбуждением уголовных дел

В конце 2022 года Министерство финансов внезапно внесло изменения в работу системы автоматизированного администрирования НДС (известная как СМКОР). После этих изменений предприниматели стали сообщать о массовых блокировках налоговых накладных.

Особенность администрирования НДС предусматривает, что плательщики этого налога имеют право снизить свои обязательства перед государством на сумму уплаченного НДС, который закладывался в цене приобретенных ими товаров и услуг. Блокируя налоговые накладные, ГНС фактически блокирует оборотные средства предприятия.

СМКОР задумывалась для минимизации вмешательства чиновников в администрирование НДС и противодействия попыткам недобросовестных предпринимателей злоупотреблять операциями и уклоняться от уплаты налога или претендовать на бюджетное возмещение. Однако после внесения изменений система начала работать в ручном режиме. В условиях, когда налоговые накладные бизнеса массово блокировались, появлялись посредники, предлагавшие "решить проблему" за определенное вознаграждение. Их работа даже попадала в поле зрения правоохранителей. В феврале 2023 года ГБР разоблачило на противоправной деятельности руководительницу налоговой Киева Оксану Датий.

Однако обычно такие злоупотребления не заканчиваются возбуждением уголовных дел. Как пояснил ЭП экс-работник ГНС, правоохранители часто используют собранные материалы как инструмент шантажа для получения "отката".

Помимо руководительницы столичной налоговой, услуги бизнеса по разблокированию налоговых накладных предлагал и глава Налогового комитета Верховной Рады Даниил Гетманцев. Он открыто призвал предпринимателей обращаться к нему со случаями необоснованной блокировки или другими жалобами на налоговые органы.

Собеседники ЭП в бизнес-кругах и парламенте отмечают, что именно Гетманцев курирует работу ГНС, по меньшей мере в части блокировки налоговых накладных. Контроль за работой службы обеспечивает и то, что с мая 2021 года налоговая работает без полноценного главы. Почти все руководство ключевой для наполнения бюджета службы находится в статусе и. о.

"Статус "исполняющий обязанности" позволяет контролировать работу целого органа. На позицию временных руководителей можно непрозрачно назначить нужных людей и так же непрозрачно и по формальным причинам таких людей можно уволить", - объясняет предприниматель и старший аналитик по налоговым вопросам Института социально-экономической. трансформации Вячеслав Черкашин.

В частности, и. о. первого заместителя главы ГНС является бывший помощник Гетманцева Евгений Сокур, до этого назначения не имевший опыта работы в этой службе.

Сам Гетманцев отрицает, что контролирует работу налоговой. Свое влияние на ГНС ​​он называет "парламентским контролем". Парламент действительно должен контролировать работу ГНС, но имеет ли смысл внешний контроль органа власти, которым управляет сам контролер, – вопрос риторический.

Повышение налогового бремени ничем хорошим не заканчивается

В конце 2023 года правительство утвердило Национальную стратегию доходов – план мер, который должен уменьшить зависимость государства от внешнего финансирования. Среди мер – повышение налогов для ФЛП, возврат прогрессивной шкалы налогообложения доходов физлиц, предоставление налоговикам доступа к банковской информации бизнеса и граждан. Однако первым шагом должно стать возвращение доверия налогоплательщиков к ГНС. Эта мера действительно необходима, ведь без такого доверия выживание страны в условиях войны может оказаться под вопросом.

В 2024 году правительству необходимо найти около полутриллиона гривен для финансирования военных расходов. Преимущественно – на покупку оружия и выплаты военнослужащим, в частности  новой выплаты в размере 70 тыс. грн в месяц.

Поскольку международную помощь Украине запрещено тратить на войну, то, вероятно, для финансирования этих нужд придется повышать налоги. В условиях, когда налоговикам доверяют только 13-19% бизнеса (опрос СБО), было бы наивно надеяться, что повышение ставок налогов может реально увеличить доходы бюджета, а не привести к тенизации экономики.

По данным собеседников издания в парламенте, правительство начнет активно искать дополнительные источники финансирования бюджета в июне после пересмотра программы МВФ. К тому времени вернуть доверие к налоговой службе вряд ли удастся. Хотя первый шаг на этом пути все еще можно сделать.

Год назад в Верховной Раде зарегистрировали законопроект, предусматривающий перезагрузку ГНС: избрание полноценного руководителя на прозрачном конкурсе с участием представителей международных организаций, а также проведение переаттестации его работников. Любопытно, что соавтором документа является Гетманцев.

Перезагрузку работы ГНС и избрание ее руководства поддерживает и бизнес.

"Важно в конце концов назначить настоящего руководителя ГНС, который будет заинтересован в развитии органа, а не держать и.о., который не несет персональной репутационной ответственности. Ассоциация многократно инициировала встречи с руководством ГНС, но не имела никакой встречи", - сообщили в Европейской бизнес-ассоциации.

Без руководителя, наделенного мандатом на проведение изменений, эти изменения никогда не наступят. Если же ничего не менять, то отношения между налогоплательщиками и теми, кто собирает налоги, рискуют остаться столь же враждебными, как тысячу лет назад. А тогда повышение налогового бремени ничем хорошим не закончится.

Ранее Информатор писал, что глава Ukrainian Gambling Council Антон Кучухидзе остро высказался о законопроекте 9256-д об игорном бизнесе, инициатором которого является глава Налогового комитета ВР Даниил Гетманцев. Кучухидзе считает, что его нормы уничтожат легальный игорный бизнес и вернут монополию лотерейных операторов. По его мнению, речь идет не о противодействии коррупции и решении вопроса лудомании в армии, а Гетманцев отстаивает интересы определенных кругов азартного бизнеса.

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы не пропустить важные новости. Подписаться на канал в Viber можно здесь.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube