Мэр Днепра Борис Филатов: «Доверие – это основа экономического роста, социальной и политической стабильности любой инвестиции»

О чём говорил городской голова Днепра на форуме по инвестициям

Мэр Днепра Борис Филатов: «Доверие – это основа экономического роста, социальной и политической стабильности любой инвестиции»

Сегодня, 27 мая, впервые в Украине проходит международная конференция «UkraineInvest Talks» для крупных инвесторов. Первую встречу решили провести в Днепре.

 

«Я мог бы рассказать о том, что у нас тысячи квалифицированных кадров: от машиностроения и науки до пищевого производства. Что мы город мощного промышленного потенциала, чьи предприятия сейчас дают около 6% всей промышленной продукции Украины, - сказал во время международной конференции «UkraineInvest Talks: Dnipro» городской голова Днепра Борис Филатов. – Рассказать о том, что наша внешнеэкономическая деятельность связана со 130 странами мира. Что у нас почти 400 учебных заведений – от комфортных детских садиков до мощной базы профессионального образования в университетах со столетней историей. Но я хочу рассказать не про это. Я хочу рассказать про любовь и мечту, перед которыми нет ничего невозможного. Про счастье и справедливость, которые нужно строить на ответственности и доверии. Потому что во время кризиса и потрясений запрос на это ощущается максимально сильно».

По словам городского головы, доверие – это базис, от которого зависит экономический рост, социальная и политическая стабильность любой инвестиции. «Я хочу, чтобы вы посмотрели на Днепр нашими глазами. Ощутили его ритм и желание перемен, - сказал Борис Филатов. – Развитию Днепра не помешают ни внешние обстоятельства, ни угрозы. Мы это доказали в 2014-м, и подтвердили в 2020-м, когда, как и весь остальной мир, столкнулись с условиями пандемии. Нужно признать, что коронакризис дал новый отсчет развитию Днепра. В период вынужденной самоизоляции города продолжают создавать львиную долю светового ВВП. Экономическое возрождение и дальше будет связано с урбанизацией. А прогноз McKinsey & Company о 600-та городах, которые вместе с агломерациями в XXI столетии будут определять развитие планеты, остается актуальным и сейчас».

По словам главы горсовета Днепра, в ближайшие десятилетия города будут одновременно индустриальными и постиндустриальными центрами. В них будут работать и отдыхать люди. «Даже в США, которые лидеры мировой экономики, только 36% компаний хотят оставить своих работников на дистанционной работе, - сказал мэр Днепра. – Тренд на отказ от стационарной работы есть. Но его лидерами могут стать только счастливые города, где люди доверяют друг другу и ощущают себя нужными. Что будет без этого, показывает статистика. По данным опроса Gallup International, в конце прошлого года Украина входила в пятерку стран, где люди ощущали себя наименее счастливыми.  В начале 2021 года 23% украинцев хотели выехать из страны навсегда. Среди городской молодежи до 17 лет этот показатель достигает 38%. Их привлекает не столько уровень зарплат, сколько желание справедливости и спокойствия о будущем. Поэтому, конкурировать за инвестиции могут города, в которых хотят жить люди: комфортные, безопасные и современные. Именно таким мы строим наш Днепр».

Современному Днепру досталось много проблем, которые власти игнорировали десятилетиями. «Днепр, который больше, чем Одесса или Харьков, развивался как классический промышленный мегаполис, - сказал на международной конференции Борис Филатов. – Потребность отправлять работников на заводы создала автотранспортное преимущество перед пешеходами. А специфика размещения города на берегу реки требовала более сложной транспортной развязки. Наши спальные районы «прорезаны» частным сектором, и часто они строились без канализации. В период независимости к этому добавилось запустение парков и скверов. Исторический центр поглотила хаотичная реклама и торговля. По закону «разбитых окон» множились заброшенные здания и стихийные свалки. Город превратился в анклав, который жил по своим законам. Это вызывало агрессию и потерю доверия не только к власти, но и среди людей».

Выбраться из этого круга проблем можно было с четкой поэтапной программой развития. И с решением таких задач город уже сталкивался. «Именно Александр Поль является отцом-основателем нашего Днепра, - сказал городской голова. – Человек, который своим умом и настойчивостью определила судьбу города. Он был первым почетным гражданином Днепра, и долги десятилетия место его захоронения считалось утраченным. Я давал слово найти его могилу, и мы справились с этой задачей. Это важно, потому что Поль является воплощением образа настоящего днепрянина. Человека, который любит свой город».

Каждая идея, которая может помочь людям, должна быть реализована в Днепре. «Требования простые: эстетика, культура, инновации, поддержка науки – все, что вызывает у людей гордость за себя и за страну, - сказал Борис Филатов. – Это нужно, чтобы создать город для профессионалов со всего мира, где общественные пространства доступны для всех горожан, где рукой подать до качественной амбулатории или садика, где жители сами решают, какими будут их улицы и дворы. Город, где хотят оставаться жить».

По словам Бориса Филатова, счастье и справедливость достигается системным решением задач. «Эту работу мы начали больше пяти лет назад. И доказательством правильности нашей стратегии является поддержка и возрождение доверия земляков, которые видят качественные изменения, - сказал мэр Днепра. – Мы модернизируем транспортную систему. Общественный транспорт становится современным и учитывает требования инклюзивности. Удобные и безопасные остановки, большие автобусы. Новые троллейбусы с низким полом и возможностью автономного хода, которые производят в Днепре.

Наш город достраивает современный метрополитен, который, благодаря сотрудничеству с лондонским архитектурным бюро Захи Хадид, станет современным архитектурным объектом. А в перспективе, может стать масштабной транспортной ветвью пригородной электрички. Так же, как и наш проект скоростного трамвая для создания транспортного хаба со стороны Южного вокзала.

Благодаря проекту северного и южного обходов Днепра, большегрузы перестанут пользоваться городскими магистралями. Отлично, что государство в рамках «Большого строительства», обратило внимание на эту проблему и предоставило Днепру поддержку.

Но остаются и другие, пока нерешенные проблемы. Одна из которых – это строительство многострадального днепровского аэропорта. Когда город получит современный аэропорт, то от этого выиграем не только мы, а вся Украина. Днепр должен лишиться статуса «города-острова» и получить возможность быстрого трафика с остальными странами».

Сейчас город развивается по принципу «8Х80», когда городская инфраструктура должна быть удобна как маленьким детям, так и днепрянам золотого возраста. «Главными, наконец, будут пешеходы, - сказал на встрече с инвесторами городской голова. – Им отдаются центральные улицы, а для общего удобства строятся цивилизованные парковки. Мы придерживаемся логики зеленого урбанизма и переосмысливаем городское пространство. Впервые в истории парков и зеленых зон мы привели в порядок их документацию и взялись за системную реконструкцию. Сквер Прибрежный, улица Короленко, проспект Яворницкого, парк Зеленый Гай, и жемчужина нашего города – набережная. Эти зоны отдыха достойны быть европейского уровня. Мы и дальше будем работать над созданием новых рекреационных зон. А еще, мы решим многолетнюю проблему с парком Глобы».

Днепр – это город без окраин. «Впервые за многие десятилетия освещение, новые дороги, светофоры, островки безопасности и ремонты в дворах равномерно делают как в центре, так и в отдаленных районах, - сказал Борис Филатов. – Этот принцип мы применяем не только в строительстве, а также в создании медицинского, образовательного и социального пространства.

Город строит светлые и уютные амбулатории, которые имеют все необходимые элементы безбарьерности, мы обновляем оборудование в больницах. Эта системная работа позволила нам качественно подготовится к эпидемии ковида, и держать ситуацию с заболеваемостью под контролем. Поэтому мы единственный город-миллионник, который не попадал в красную зону. В Днепре не было тотального локдауна, остановки бизнеса, транспортного коллапса и перегрузки медицинской системы. Отдельное внимание мы уделяем детским больницам, которые делаем дружескими для маленьких пациентов и возобновляем уникальную для региона лечебную базу.

Независимо от района, мы делаем реновацию и термомодернизацию городских школ и садиков. В первую очередь, мы взялись за восстановление мест общего пользования: столовых, пищеблоков, и, кому-то это может показаться незначительным, но и туалетов. Это не только удобство, но и соответствующее отношение к достоинству учеников и учителей.

На замену морально устаревшим центрам по предоставлению социальных услуг пришли просторные офисы open space, где легко можно получить консультацию и где учтены все потребности посетителей и соцработников.

Тоже касается культуры и спорта. Днепр заинтересован в том, чтобы воспитывать и привлекать таланты. Уже 5 июня наш город будет снова принимать Кубок Европы по триатлону. Это событие мирового уровня, которое соберет спортсменов и болельщиков из 26 стран мира, и даже с Таити и Чили. О таком мероприятии еще несколько лет назад Днепр не мог даже мечтать.

Мы создаем среду для творческих профессий, открываем новые музеи. Наша цель – подчеркнуть региональную идентичность Днепра. Этот принцип положен в концепцию создания музея истории города, который мы формируем со всей громадой, и в современный музей лоцманов, который сейчас проектируем. Мы создаем центр современной культуры, который даст толчок к развитию других проектов. А Дворцы культуры станут территорией, где каждый сможет найти себе хобби.

Днепр должен стать городом самореализации всех поколений. Мы поддерживаем инициативы молодежи и слышим их пожелания. Так как они – треть от всех жителей нашего города. Также, мы основали уникальный социальный проект для людей всех категорий: от самых маленьких, до самых взрослых. Это лагерь «Дети Днепра» и проект «Золотой возраст». Когда-то в них не верили, а сейчас наш опыт перенимают другие города.

Мы даем нашим землякам стимул объединяться и сотрудничать для обновления своих домов и дворов. Самоорганизация людей активизирует скрытый потенциал и возрождает доверие. Сейчас самыми популярными проектами среди днепрян являются «Бюджет участия» и муниципальные программы софинансирования.

Чтобы ни делал город, он должен придерживаться smart стойкости и прозрачности. Big data или большие данные помогают делать Днепр безопасным городом. По израильскому примеру, мы сделали свой ситуационный центр. Это не просто пункт видеонаблюдения, а эффективный элемент управления городским хозяйством. Эта гибкая система позволяет воплощать другие инициативы, таки как «Безопасная школа» и карта школьника.

Мы понимаем, что успешный Днепр должен иметь фундаментальные условия, чтобы люди хотели жить и работать именно здесь. От университетов и больниц до самых крупных работодателей, и мы заинтересованы в создании как можно большего количества «якорей», которые привязывают к нашему городу.

Мы живем в информационную эру. Когда любая новость разлетается в считанные минуты. Но политическую репутацию, как и раньше, формирует мнение людей. Вы все здесь очень проинформированные люди, но, наверное, ни один из вас не может сказать, чтобы мэр Днепра лоббировал чьи-то интересы или выдвигал требования. Я всегда говорю, что правила должны быть понятными и едиными для всех. И на этом формируется доверие, и такие условия мы создали в Днепре.

Но для полноценного развития нужны также государственные гарантии. Мы должны развивать собственное производство, а не тратить большую часть ресурсов на импорт. В Украине этот показатель более, чем в четыре раза выше, чем в странах Европы. Нам нужна локализация. Нам нужно законодательно закрепить требования местной составляющей при закупках машиностроительной продукции. Речь идет не только о производстве трамваем и троллейбусов, а еще про железнодорожное машиностроение, и космический сектор, которым нужны долгосрочная программа развития и инвестиции. Это возможность не только для легендарных заводов-гигантов, но и для частных днепровских разработчиков космической техники. Таких, как Noosphere. Это будет важным стимулом для инвестиций в реальный сектор. В свою очередь, КБ Южное, Южмаш и агрегатный завод должны иметь государственный оборонный заказ. Думаю, все понимают, почему это важно в стране, в которой идет война.

Днепр открыт к предложениям украинских и мировых инвесторов большого промышленного производства, которые смогут реализовать у нас прорывные и долгосрочные проекты. Такие, которые возможны благодаря нашим ресурсам. У нас уже есть успешный опыт, который доказывает: эффективное сотрудничество города с большими компаниями, это ситуация win-win.

Исторически, мы индустриальная база региона – у нас есть энергоснабжение, доступ к полезным ископаемым и научный потенциал соответствующего профиля. В перечне новых инвестиционных проектов могут быть производственные линии, например, Днепрометиза или других компаний.

Еще одно наше преимущество, которое пока мало используют для развития экономики – это большая река. Днепр является последней точкой на реке, куда могут дойти современные корабли грузоподъемностью 5 тыс. 200 тонн. Как транспортный хаб, Днепр может принимать большие корабли со Средиземного и Черного морей без перегрузки в промежуточных портах.

Заканчивая свое выступление, хочу сказать: в Днепре есть место каждому, кто готов вкладывать силы, знания и другие ресурсы. Те, кто отвечает требованиям, получают в нашем лице надежных партнеров».

Елена Скобцева

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube