UA

Лыжный экспресс: как «Укрзалізниця» помогает раскрывать туристический потенциал Украины

Читати українською

Рассказываем, как добраться и чем заняться на популярном карпатском курорте

Читати українською

Рассказываем, как добраться и чем заняться на популярном карпатском курорте

В 2020-м году из-за карантина двери многих стран оказались закрытыми для туристов. Особую актуальность в таких условиях приобрели путешествия по Украине. Поскольку внутренний туризм играет огромную роль в выживании украинских курортов, особенно тех, которые расположены возле европейских границ, «Укрзалізниця» запустила скорый поезд Интерсити+ по новому маршруту из Киева в Карпаты, в посёлок Славское.

Информатор отправился в тур на этом поезде, чтобы посмотреть, что предлагают туристам в Карпатах сейчас, и как государство планирует развивать эти территории.

Как появился «Лыжный экспресс»

Расстояние от Киева до Славского (посёлок городского типа в Львовской области, возле гор Тростян и Погар) — 682 километра. Туда можно добраться двумя способами: на машине примерно за 8 часов 30 минут, если повезёт, и на обычных поездах — потратив на это до 13 часов.

В окрестностях Славского находится самый старый горнолыжный курорт в Украине — гора Тростян, трассы которой имеют сертификацию Международной Федерации лыжного спорта.

Этот популярный курорт не имел толкового сообщения с Киевом — добраться сюда можно было, но время прибытия поезда было неудобным, а остановки — короткими. Такая ситуация не устраивала туристов и активистов региона, и они обратились к «Укрзалізнице» с просьбой решить транспортную проблему. Руководство «Укрзалізниці» отреагировало мгновенно. Через полтора месяца поезд был запущен.

Состав, получивший название «Лыжный экспресс», доезжает из Киева до Славского за 7 часов 21 минуту. Раньше это было абсолютно невозможно: устаревшая инфраструктура, пути и контактная сеть, серьезно ограничивали возможности скорых поездов типа Интерсити, и не позволяли добиться такой скорости передвижения.

Во время работ по запуску Интерсити в Карпаты, Львовской железной дороге пришлось серьезно поработать над обновлением инфраструктуры железной дороги там, где это было возможно. Проведённые ремонты позволили добиться средней скорости движения поезда в районе 100 км/ч, а на некоторых участках состояние полотна дороги даёт возможность развивать скорость в 160 км/ч.

Куда идёт «Лыжный экспресс»: короткая история Славского

«Лыжный экспресс» отправляется ежедневно из Киева в 5.59 утра. По пути поезд останавливается во Львове, и нескольких небольших городках — Коростене, Подзамче, в том числе курортных карпатских посёлках Стрые и Сколе. Конечная точка скорого поезда Интерсити+ — посёлок Славское, куда экспресс приезжает в 13.20.

История посёлка берет своё начало в 1887 году, когда из Львова в Мукачево проложили железную дорогу, что привлекло в Сколовский регион множество инвестиций. В частности, в этот период начинают строить свою империю братья-бароны Гредли, которые основали в карпатских лесах масштабный промышленный бизнес по экспорту древесины. Параллельно с этим братья начинают создавать в регионе лечебные комплексы и курорты. Локация становится популярной у тогдашней австрийской элиты, и туристов в регионе хватает с избытком.

Горнолыжная же история Славского начинается в 20-30 годах ХХ века, когда на горе Погар строят первый трамплин и подъёмник на конной тяге. Затем, уже в 60-80 годах, в Славском строят новые трассы и подъемники, благодаря чему посёлок превращается в центр горнолыжного спорта Советского союза, на базах которого тренируются и обучаются будущие чемпионы национальных и международных соревнований. Трассы горы Тростян тогда же получают лицензию FIS, благодаря чему по сей день остаются любимыми у лыжников. Местные жители говорят, что туристы, приезжающие кататься в Славское, считают местные горы более сложными и интересными, чем любые трассы в Буковели.

Чем можно заняться в Славском, кроме катания на лыжах

В посёлке Славское живет примерно 1200 человек. При этом, на территории громады расположено около 500 усадеб и гостиниц, каждая из которых может предложить разнообразные варианты размещения и сервиса. Туристы, останавливающиеся в Славском, могут легко добраться до ближайших туристических объектов в округе (например, замка Гределей и водопада Камянка в Сколах или козьей фермы в с. Тухля) — точки внутри громады соединены относительно новыми ровными дорогами.

К сожалению, в Славском второй год начало зимы выдаётся бесснежным — а значит, кататься на лыжах невозможно (на горнолыжных курортах громады нет снежных пушек). Но зато в этот период становится популярным другой вид спуска с гор — на горных велосипедах. Ольга Безушко, начальник отдела туризма и коммуникаций Славского сельского совета, говорит, что в сезон посёлок принимает около двух с половиной тысяч велосипедистов, которые приезжают для того, чтобы покататься по горным трассам, обустроенным на местных пиках.

Из экстремального туризма в Славском есть прокат квадроциклов, аренда джипов для поездок по горам, пешеходные маршруты на все горные вершины в округе — их можно исследовать самостоятельно или воспользоваться помощью горных проводников местных турклубов.

Для спокойных туристов тоже найдутся занятия: можно попробовать слепить своими руками кувшин в гончарной мастерской, можно отпариться в чане с травами (огромной ёмкостью, под которой разведён огонь), можно поесть козьего сыра на «Козьей ферме двух Катерин» и расплатиться за покупку картой (да, на ферме в горном селе в Карпатах есть интернет и работающий терминал), можно поездить верхом, попробовать себя в пчеловодстве и искусстве ковки и половить рыбу. А ещё можно зайти в Креативную Резиденцию МС-6, и построить дом из соломы, глины, камыша и деревянных блоков, заняться йогой, помедитировать или посетить чайную церемонию.

Разумеется, практически каждая турбаза предлагает спа-процедуры в самых разных вариациях.

Какие планы на развитие региона у государства

Местная громада делает все, что от неё зависит, чтобы привлечь туристов к себе, но ни один турист не поедет туда, где нет соответствующей инфраструктуры. Это понимают и в «Укравтодоре» и Львовской ОГА. Поэтому в регионе разработали проект «Мале карпатське коло».

Этот масштабный инфраструктурный проект призван соединить Львовскую, Закарпатскую и Ивано-Франковскую области. В рамках «Малого карпатського кола» департамент дорожного хозяйства Львовской ОГА планирует выполнить 5 проектов по реконструкции и капитальному ремонту автодорог, общей протяжённостью 97.3 километра, построить 3 новых дороги общей длиной в 20.5 км и реконструировать или капитально отремонтировать 26 мостов.

«Мы начали строительство «Малого карпатського кола» в прошлом году. Мы хотим объединить сначала три области, а в перспективе — соединить их с Европой, с Польшей — соединить хорошей, качественной инфраструктурой. Надеюсь, что нам удастся закончить проект в ближайшие 2-3 года», — говорит заместитель главы Львовской ОГА Юрий Бучко.

В целом проект «Мале карпатське коло» включает 248.9 километров дорог государственного значения, которые планируют отремонтировать и/или построить. На данный момент уже закончены работы на 67.8 километрах дорог. На выполнение проекта уже потратили 715 миллионов гривен, а общая сумма инвестиций составит около 5 миллиардов гривен.

Кроме улучшения дорожной инфраструктуры региона, в планах есть создание дополнительного туристического магнита. Компания «ОККО» планирует построить в 15-ти километрах от Славского, в селе Верхняя Ружанка, большой горнолыжный курорт. Его проектировка должна начаться в следующем году, а длиться строительство будет около 4 лет. Инвестор декларирует, что готов вложить в этот проект 500 миллионов долларов.

Детали проекта пока неизвестны, но предполагается, что инвестор построит 60 километров новых трасс, подъемники и систему заснежения. Этот проект может дать совершенно новый толчок развитию туризма в Славской ОТГ и вывести внутренний туризм в Украине в целом на новый уровень.

Более подробно о самом «Лыжном экспрессе» читайте здесь. Также мы сообщали, что доехать из Кривого Рога до Закарпатья теперь можно без пересадок.

Мы используем файлы cookie, чтобы обеспечить должную работу сайта, а контент и реклама отвечали Вашим интересам.