История космической отрасли, ракеты Antares и пуск украинского спутника: интервью с и.о. Гендиректора КБ "Южное"

История космической отрасли, ракеты Antares и пуск украинского спутника: интервью с и.о. Гендиректора КБ "Южное"
Конструкторское бюро “Южное” — это разработчик ракетно-космической техники, которое уже 65 лет является одним из лидеров мировой космической промышленности. Предприятие сотрудничает с иностранными партнерами и регулярно создает новые изобретения. Накануне Дня космонавтики Информатор пообщался с временно исполняющим обязанности Генерального конструктора и Генерального директора КБ “Южное” — Александром Павловичем Кушнаревым. Он работает в КБ уже более 30 лет  и рассказал нам о самых выдающихся достижениях конструкторского бюро.
  • Какие разработки КБ “Южное” за всю его историю Вы считаете самыми значимыми для предприятия?
Значимых очень много. 10 апреля КБ "Южное" праздновало 67 лет с дня создания. За эти годы много чего сделано. Разработки можно поделить на советские и времен независимой Украины. Советский период — это, прежде всего, боевые стратегические ракетные комплексы. Всего инженеры создали 4 поколения ракетных комплексов, и в каждом поколении использовалось несколько типов или модификаций этих ракет. Любое из поколений — это определенная веха, скачок технологий в технических решениях, возможностях, характеристиках и по достижению, соответственно, определенных целей. Это, что касается боевой техники. Касательно космических ракет-носителей. Часть их создавалась на базе боевых ракет, они были прототипами. Ракета-носитель “Зенит” не имела боевого прототипа и изначально развивалась как космическая ракета-носитель. И для нас был серьезный прорыв в технологиях, когда мы перешли на новые компоненты ракетного топлива. На космических ракетах уже применяется жидкий кислород и керосин, в отличие от боевой техники, на которой использовалось долго хранимое и высокотоксичное топливо. И как раз создание ракеты-носителя “Зенит” и целого космического ракетного комплекса в КБ “Южное” было интегратором. Это довольно серьезная веха для нас. И тем более, что практически модификация первой ступени использовалась в составе сверхтяжелой ракеты-носителя “Энергия” как боевой ускоритель, в которой мы принимали активное участие.  В конце 60х - начале 70х годов мы участвовали в советской лунной программе. Мало кто знает, что когда американцы садились на Луну 6 раз (6 полетов было с посадкой и с возвращением),  СССР также участвовал в лунной гонке. Создавал свою сверхтяжелую ракету-носитель по типу “Сатурн-5”, она называлась “Н-1”. А КБ “Южное” с Южмашем как раз были ответственные за создание ракетного блока посадочного лунного корабля, который должен был совершить посадку на поверхность луны. И пуск этого ракетного блока полностью отработали на Земле в составе лунного корабля на околоземной орбите с имитацией включения двигателей, которые обеспечивали имитацию посадки на Луну. То есть до Луны не долетали, а выводили этот лунный корабль легкой ракетой-носителем типа “Союз” на низкую орбиту, где затем проводили испытания. Ракетный блок этого лунного посадочного корабля фактически был готов к посадке на Луну. Ракету-носитель пускали 4 раза, и, к сожалению, на этапе первой ступени все 4 пуска заканчивались неудачами. Последний неудачный пуск был в 1972 году. К тому моменту США уже были на завершительном этапе своей программы полета на Луну. Советский космонавт на поверхность Луны так и не ступил, так как руководство приняло политическое решение - закрыть эту программу. Временно исполняющий обязанности Генерального конструктора и Генерального директора КБ “Южное” Александр Павлович Кушнарев Временно исполняющий обязанности Генерального конструктора и Генерального директора КБ “Южное” Александр Павлович Кушнарев Еще одно очень мощное направление, по которому мы работали в советские времена и продолжаем разработки и сейчас — это создание космических систем и космических аппаратов. Тут стоит выделить часть космических аппаратов, которые создавались для целей министерства обороны и часть — для народного хозяйства. Такие как графические спутники, научные спутники, спутники дистанционного зондирования Земли.  В период независимости Украины можно выделить создание и эксплуатацию системы “Морской старт”. За основу взяли ракету-носитель "Зенит" и использовали ее возможности, характеристики, возможность запуска в автоматическом дистанционном режиме, что позволило создать систему, когда ракета-носитель находится на пусковой платформе в Тихом океане. На экваторе, под пусковой платформой, глубина океана достигает порядка 4 км. Поэтому за дно океана никто не держался. Когда ракета заправлялась топливом, на пусковой платформе не было ни одного человека из персонала. Последние из команды эвакуировались где-то за 3 часа до пуска на специальный корабль “сборочно-командное судно”. Оно находилось на безопасном расстоянии - приблизительно в 6 км от пусковой платформы, где персонал мог внести изменения в процесс подготовки пуска, в том числе и обеспечить прекращение предстартовой подготовки. И в случае, если происходит что-то с ракетой-носителем (такая вероятность всегда существует), то персонал не должен подвергаться опасности, поэтому все процессы проводились в автоматическом режиме. Но опять же, персонал участвует в этом процессе только в части контроля и принятия решения в какой-то ситуации. Все идет в автоматическом режиме, в том числе и запуск. Система и сама пусковая платформа создавались в течение нескольких лет. Дорабатывалась платформа для добычи нефти для того, чтоб ее переоборудовали для пуска ракет, оснастили соответствующим оборудованием для заправки сжатым газом, компонентами топлива, и для проведения различных проверок. Также проводили установку специального оборудования, которое обеспечивало запуск, в том числе транспортно-установочный агрегат для ракеты и пусковой стол с системами, которые обычно строятся на земле. Платформа "Морской старт" эксплуатировалась с 1999 по 2015 год и обеспечила 36 пусков ракеты-носителя. Это был международный проект, в котором участвовали и Южмаш и КБ “Южное”, и это действительно значимая веха уже во времена независимости Украины.  Стоит отметить проект ракеты-носителя под названием “Днепр”, который создан на базе предпоследней модификации межконтинентальной баллистической ракеты СС-18. Собственно, ракеты, которые отстояли на боевом дежурстве 20 лет и более, снимались с него: сливалось топливо, а сами ракеты извлекались из шахты. Далее, вместо боевой полезной нагрузки, устанавливалась мирная в виде космических аппаратов. Эти космические аппараты уже с помощью мирной “боевой” ракеты-носителя из специальной шахты, которую подготовили для таких коммерческих пусков ракет-носителей, обеспечивали запуск на низкие околоземные орбиты. Всего произвели порядка 20 пусков этих ракет в период с 1999 по 2013 года.  Также стоит отметить проект, который идет в сотрудничестве с американской компанией Orbital Sciences, которая является частью компании Northrop Grumman. КБ "Южное" с "Южмашем" поставляет фактически первую ступень ракеты-носителя “Antares”, вернее, основную конструкцию первой ступени. Двигатель интегрируется уже на пусковой базе Уоллопс и дальше американская компания интегрирует вторую ступень и свои разработки: грузовой космический корабль, головной обтекатель и космический корабль под названием “Сигнус” , который обеспечивает доставку грузов на Международную космическую станцию. Пуски ракеты-носителя производятся, в среднем 2 раза в год. Ну и, соответственно, Южмаш поставляет 2 основные конструкции первой ступени ракеты-носителя “Antares” на пусковую базу в США. Наши специалисты из КБ “Южное” и Южмаша и некоторых других украинских компаний обеспечивают поддержку при проведении пусков ракеты-носителя “Antares”. Также КБ "Южное" участвует в проекте европейской ракеты-носителя Vega, поставляя отдельные компоненты: двигатель верхней ступени и компоненты для двигателя второй и третьей ступени. Участники программы Antares Участники программы Antares Вот, пожалуй, самые значимые события за все время существования. Но нужно сказать, что все эти достижения, наверное самые значимые события за все время существования — это достижения не только КБ “Южное”, а очень большой кооперации. Наш ближайший партнер — это "Южмаш". С ним мы идем с момента образования КБ “Южное”, плечом к плечу 67 лет. Завод чуть старше чем мы, поскольку ракетный завод создали в 1951 году, а начал он свою деятельность — еще в 1944. И это была большая кооперация в рамках всего СССР. Сейчас, в основном, партнерами являются украинские предприятия. Мы получаем определенную комплектацию из-за рубежа для изготовления и ракет носителей, и спутников, и образцов вооружений. Так устроена жизнь, мы должны использовать все возможности, которые есть сегодня у нас. И то, что есть самое лучшее в мире, стараемся использовать, если оно для нас доступно.
  • Какой вклад КБ “Южное” за последние 3 года внесло в деятельность международного космического сообщества?
Первое — это участие в проекте американского носителя “Antares” вместе с компанией Orbital Sciences и Orbital ATK. Сейчас это часть компании Northrop Grumman. Наш вклад в создание ракеты-носителя “Antares” — это поставка основной конструкции первой ступени под эту ракету-носитель и наша поддержка по обеспечению запуска этой ракеты. Второе — участие в проекте европейской ракеты-носителя Vega — поставка отдельных компонентов этой ракеты-носителя. Прежде всего, двигателя верхней ступени и компонентов двигателя 2,3 ступеней. Также КБ “Южное” активно участвует в международной космической жизни. КБ “Южное” активно участвует с докладами и выступлениями на международных астронавтических конгрессах, которые проводит Международная астронавтическая федерация. Кроме того, на протяжении последних нескольких лет модная тема - Луна, ее исследование и строительство Лунной деревни, и в 2018-2019 году создана Международная ассоциация Лунной деревни. КБ “Южное” с 2019 года участвует там как член этой ассоциации. Наши специалисты являются участниками нескольких рабочих групп ассоциации. Постоянно идет диалог в плане обсуждений будущего создания Лунной базы, исследования Луны, каким образом это делать. Инженеры, ученые могут  приблизить этот момент, когда люди уже будут летать на Луну также как летать на самолетах или ездить на автобусе, троллейбусе. Участники программы Antares Участники программы Antares
  • Как КБ “Южное” планирует отмечать День космонавтики 2021?
День начнется с того, что руководители КБ “Южное” и Южмаша отдадут честь и дань нашей истории, нашим руководителям. И мы вместе возложим цветы к их памятникам. Это традиционно происходит каждый год к определенным датам.  Также планируется встреча с журналистами. Несколько групп журналистов заедут к нам на территорию, там будет пресс-конференция. Мы им покажем нашу историю, чем занимаемся сегодня и наши перспективы. Опять же, учитывая проблемы связанные с пандемией и ограничениями. К сожалению, и наши сотрудники заболевают, несмотря на все меры, которые мы принимаем для того, чтобы избежать этой напасти. Поэтому будем стараться провести в таком режиме, чтобы скопление людей было минимальным и это минимальным образом повлияло на наших сотрудников, которые сейчас выполняют работы. Ну а так...Как отмечать? Отмечать трудовыми буднями, прежде всего. Так как день рабочий, мы должны работать, а не праздновать. 
  • Какое у Вас самое яркое впечатление из практики?
Тут сложно что-то выделить. Конечно, самые яркие впечатления от пусков ракет-носителей. Запуски, которые мне удалось увидеть наяву — впечатление, несравнимое ни с чем. Это дрожащая земля… Это колоссальнейшее зрелище, которое я б мог рекомендовать посмотреть всем. Но, к сожалению, такой возможности нет. Ну и, конечно, любое событие, связанное с успешным запуском наших ракет — это довольно яркое событие, которое остается в памяти. Но, тем не менее, любой успех — это всего лишь ступенька для движения вперед. То есть никто долго это не празднует. После успешного решения задачи надо решать следующую или следующие задачи, которые стоят перед нами.
  • Какой вклад КБ “Южное” сделало в обороноспособность страны и развитие военной промышленности?
Много чего мы начинали и продолжаем сейчас выполнять. В том числе много сделано за собственные оборотные средства. Вообще, это информация, которую не хотелось бы публично разглашать. Но работа идет. Работаем с Министерством обороны и над дальнейшим развитием новых проектов, часть из которых выполняем уже сейчас.  КБ "Южное" активно сотрудничает с Министерством обороны Украины КБ "Южное" активно сотрудничает с Министерством обороны Украины
  • На какой стадии сейчас находится строительство спутника “Сич-2-1”?
Строительство спутника “Сич-2-1” сейчас находится на завершающей стадии. Ко Дню Космонавтики очень важное решение приняло правительство Украины. В среду на заседании Кабмина приняли постановление, которое обеспечивает финансирование работ по завершению создания самого спутника, а также по созданию наземного сегмента, который обеспечит эксплуатацию после его запуска и функционирования на орбите в течение срока эксплуатации. И, прежде всего, обеспечение запуска и страхование этого спутника. Поэтому работы по изготовлению и проведению всех испытаний в течение ближайшего полугода будут завершены. И дальше уже будет стоять вопрос о запуске космического аппарата и его эксплуатации в дальнейшем. Строительство спутника “Сич-2-1” сейчас находится на завершающей стадии Строительство спутника “Сич-2-1” сейчас находится на завершающей стадии
  • Будут ли разработки КБ “Южное” участвовать в программе NASA “Артемида”?
Мы активно работаем над тем, чтобы были. Чтобы государственное космическое агентство Украины подписала с NASA соглашение об участии Украины в этой программе. У нас есть что предложить для программы. Но кроме инженерного и технического участия нужно еще и финансовое участие каждой страны. И тут мы будем исходить из того, что из наших предложений добавят в Космическую программу Украины, которая в настоящее время готовится к принятию. Около двух месяцев назад приняли концепцию общенациональной космической программы Украины на 2021-2025 годы, и дальше уже надо принять космическую программу как Закон Украины и ее выполнять.  Александр Кушнарев Александр Кушнарев В проекте программы есть пункты, которые могут обеспечить участие Украины и КБ “Южное” в программе “Артемида” в том числе. Сейчас мы предлагаем лунные лендеры, а также можем предоставить и небольшие спутники по дистанционному зондированию поверхности Луны, элементы космической промышленно-исследовательской Лунной базы, в частности элементы систем энергоснабжения. 
  • С какими странами КБ “Южное” сотрудничает сейчас?
Сотрудничаем со странами всех континентов планеты.
  • С какими странами КБ “Южное” планирует сотрудничество в ближайшее время?
С некоторыми странами мы уже выполняем определенные проекты, делаем поставки. С некоторыми идут обсуждения о будущих проектах и, конечно, сейчас публично заявлять об этих проектах еще рано. Сначала нужно получить заключенные контракты, а потом о них публично заявлять.
  • На что сейчас направлено большинство усилий КБ “Южное”? 
На внешнеэкономическую деятельность, поскольку она дает основную часть доходов. Это, во первых, выполнение своих обязательств и с иностранными и внутренними заказчиками. Во вторых, это активная работа с потенциальными заказчиками, опять же иностранными и внутриукраинскими. Внутри Украины у нас заказчиков немного: это, прежде всего, Государственное космическое агентство Украины. Поэтому сейчас КБ "Южное" принимает активное участие в подготовке новой космической программы Украины на 2021—2025 годы , активно работает с Министерством обороны  Украины. Также мы решаем и внутренние проблемы, которые связаны с пандемией, ухудшением ситуации и внутри Украины и в мировом масштабе. Потому что не секрет, что этот корона кризис бьет и по космической отрасли. Поэтому определенные перестройки выполняем и внутри предприятия. Где-то уже маемся, где-то затягиваем пояса. Меры непопулярные, но без них, к сожалению не обойтись. Ранее мы сообщали, что энтузиаст разработал «игральные» кости, которые помогут создать уникальный пароль. Также писали о том, что общая капитализация рынка криптовалют впервые превысила два триллиона долларов.

Дарья Нещерет

Главная Актуально Informator.ua Україна на часі Youtube